2Vtzqv4Hz9U

Ученые: Петербург преодолел очередную волну коронавируса

Похоже, Петербург миновал очередную волну: 14 февраля было 270 854 так называемых активных больных (кто болеет «в моменте»), 16‑го — 247 793. При этом наш город в очередной раз показал свою оригинальность: у нас, оказывается, не было июльской волны-всплеска. Во всяком случае так утверждает проректор по цифровой трансформации Политеха Петра Великого, руководитель научного центра «Передовые цифровые технологии» и Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» Алексей Боровков.

Ученые: Петербург преодолел очередную волну коронавируса | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

На модель, разработанную в Политехе, ориентируются регионы: ее построили в начале марта 2020 года, задачу поставил тогдашний замминистра здравоохранения Владимир Уйба (он теперь глава Коми, был направлен спасать регион от «короны»).

С тех пор модель прирастала уравнениями: ввели ограничения — стали учитывать их, появилась вакцина — включили вакцинированных, началась ревакцинация — учли и ее. И так далее: меняющаяся длительность инкубационного периода (у первого штамма — две недели, у омикрона — считанные дни), темпы вакцинации (они в регионах разные), ослабление иммунитета после прививки или после болезни.

Вирус ведет себя затейливо — заражает и вакцинированных. Народ тоже с характером — например, норовит перенести омикрон на ногах, причем перенести его на работу: Минздрав с Роспотребнадзором разрешили возвращаться к труду без отрицательного ПЦР.

Термин «волна» ввели СМИ — у прогнозистов получаются скорее «горные пики». Они вырастают все быстрее и делаются все выше и круче. Например, по Москве: между первым (18 мая 2020 года) и вторым (28 декабря 2020‑го) прошло 224 дня. Между вторым и третьим — 195 дней, между третьим и четвертым — 118 дней. Пятый случился спустя всего 93 дня после предыдущего.

Но, судя по кривой летальности, смертоносность вируса ослабевает. Дельта на пике убивала в неделю 8700 россиян. Сейчас в неделю — 4800. Снижение почти вдвое, но торжествовать рано, потому что еще случаются «суточные рекорды». 16 февраля в России за сутки умерли 748 человек. Это максимум с 11 января, тогда было 783 умерших.

У Петербурга на нынешнем пике была почти 271 тысяча активных больных. Как говорит Алексей Боровков, первый пик — 10 619 заболевших — «теперь кажется детским куличиком в песочнице».

Недавно Россия установила рекорд прироста активных больных за сутки: 1,3 млн человек. Но вклад Москвы и Петербурга уже уменьшился: в начале месяца доля обеих столиц была 40 %, сейчас доля Петербурга — 9,6 % заболевших, а Москва вообще вышла на свой исторический минимум — 5 %. То есть резво выздоравливает.

Свой пик столица прошла 7 февраля: были 423 тыс. 892 болеющих «в моменте», 16 февраля — уже 310 тыс. 871. Петербург движется тем же маршрутом. Но если сравнивать «на сто тысяч населения», мы болеем тяжелее. На 16 февраля в Москве были 2452 активных больных на 100 тысяч населения, у нас — 4590.

На нынешний пик подъем был быстрый, а спуск будет неспешный, нога за ногу. «Скорее всего, до начала лета». А лето, как известно, чревато: белоночные фестивали, гости города, возвращение из отпусков — не исключено, с новым подвидом штамма.

Составители матмодели берут информацию из разных источников: у Роспотребнадзора (там в основном отталкиваются от результатов ПЦР), от комздравов и региональных минздравов (эти больше по коечному фонду судят), данные об избыточной смертности (они самые закрытые).

Еще на второй волне Алексей Боровков говорил, что некоторые регионы занижают данные. Бывает, статистика какого‑нибудь региона показывает резкое отступление от модели, будто вагон с рельсов сошел: регион был на пике и вдруг чудом выздоравливал. Оказывалось, что там из больниц просто выписывали раньше — на домашнее долечивание. Койки высвобождали под новых заболевших.

Поэтому модель строят с учетом неопределенности и неточности некоторых данных. И мы, соответственно, имеем девять «кривых» — девять вариантов развития событий. Из которых первая, нижняя кривая — оптимистичная, но недосягаемая: пришлось бы всех, как в Китае, загнать в квартиры и заварить двери. Девятая кривая, самая плохая, важна, чтобы понимать, не надорвется ли система здравоохранения. Петербург сейчас вслед за Москвой старается спуститься с пятой кривой на более оптимистичную четвертую.

Пока модель показывает «плавное затухание» пандемии, в каждом регионе — в своем темпе. Следующий пик возможен, если/когда «произойдет какое‑то локальное воздействие на систему». Например, новый подвид штамма.


#коронавирус #заболевания #пандемия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7113) от 18.02.2022 под заголовком «Выздоравливать будем медленно».


Комментарии