Спасти каждого. Во всех районах Петербурга появятся центры онкологической помощи

ЦАОП - аббревиатура новая, запомнится быстро: центры амбулаторной онкологической помощи. За пять лет появятся в каждом районе.

Спасти каждого. Во всех районах Петербурга появятся центры  онкологической помощи | Иллюстрация Strannik fox/shutterstock.com

Иллюстрация Strannik fox/shutterstock.com

Ближе к пациентам

Задача центров, как поясняет главный внештатный онколог петербургского комздрава Дмитрий Гладышев, - максимально приблизить медпомощь к пациентам. Главврачи называют это «переходом от централизованности к мультицентричности».

По нынешней схеме, маршрут пациента такой: участковый терапевт, дальше районный онколог, затем - городской онкодиспансер или онкоцентр в Песочном.

Но, как говорит главврач Городского консультационно-диагностического центра № 1 Евгений Попов, при таком раскладе на одного пациента с уже выявленной патологией приходится восемь - десять «с подозрением на». И, чтобы проверить его обоснованность, надо задействовать, в общем, те же ресурсы (и кадры, и оборудование), что и при работе с онкопациентами. Пока проверяют одного, ждут остальные, в том числе те, кому лечение потребуется несомненно.

В Городском клиническом онкодиспансере «непрофильных» пациентов примерно треть, говорит зам. главврача Гарик Дашян. По его словам, централизация когда-то улучшила доступность помощи, но сейчас диагностическая инфраструктура уже с трудом справляется с потоком пациентов. И поток не сократится - тут специалист отмечает «онконастороженность» врачей первичного звена: если пациент обеспокоен, терапевт, даже считая тревогу ложной, на всякий случай отправит человека на обследование.

Как комментируют специалисты, на районный уровень должны перейти дифференциальная диагностика (когда с помощью обследований методом исключения добираются до единственно вероятного заболевания), наблюдение за пациентами, уже принимающими лекарства, реабилитация. «Тогда городские онкоцентр и онкодиспансер будут принимать пациента, уже обследованного, и быстро начинать лечение».

Ударить по главным врагам

Программа борьбы с онкозаболеваниями в Петербурге была принята в конце июня, рассчитана до 2024 года.

Сама программа - такой региональный ручей от большой реки национальных проектов. В мае 2018 года президент Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и среди таковых - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

Сейчас она - 72,2 года. У государства, как говорится, масса возможностей помочь гражданину протянуть подольше, но, по словам зам. председателя комздрава Евгения Антипова, именно здравоохранение - та сфера, где можно ощутимо улучшить статистику. Особенно если ударить по онкозаболеваниям: они наряду с сердечно-сосудистыми - главные «убийцы». Поэтому в нацпроекте «Здравоохранение» отдельно прописана федеральная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Петербург - в десятке регионов с самой высокой смертностью от рака. Город специфический, охарактеризовал Дмитрий Гладышев: второй в стране по населению; большой приток иногородних; каждый четвертый житель старше трудоспособного возраста (а чем человек старше, тем выше вероятность заболеть). Если в среднем по России смертность от онкопатологий - примерно 220 случаев на 100 тыс. населения, то в Петербурге - 254,2. Например, в 2017-м от рака умерли 13 516 человек, при этом 2255 из них вообще не состояли на учете.

В 2018-м болезнь была выявлена у 21 тыс. 346 человек: у большинства, по словам Гладышева, на 1-й и 2-й стадиях (тут хорошие шансы вплоть до полного выздоровления), но и на 4-й стадии много - 16,2%.

Убивает в основном рак молочной железы; ободочной кишки; трахеи, бронхов, легкого; кожи; предстательной железы. Трудоспособное население погибает от рака трахеи, бронхов, легкого; желудка; ободочной кишки; предстательной железы (мужчины); молочной железы и половой сферы (женщины).

Для женщин младше 44 лет самый смертоносный - рак шейки матки. «И ведь мы говорим о нозологии, которая не является какой-то карой господней! - говорит главврач Центра онкологии им. Н. Н. Петрова Андрей Карицкий. - При выявлении на ранней стадии женщина осталась бы жива, могла бы родить». Сделать подростку прививку против вируса папилломы человека (ВПЧ) - это уже чрезвычайно снизить риск заболеть некоторыми видами рака.

Чтобы петербургская картина не казалась совсем уж мрачной, в комздраве приводят обнадеживающие данные: снизилась т. н. одногодичная летальность (соотношение числа умерших в первый год после постановки диагноза и общего числа онкопациентов); больше выявленных на ранней стадии; меньше послеоперационной летальности; реже рецидивы опухолевого процесса. Чтобы не теряли бдительность, в том же комздраве признают: остается поздняя выявляемость отдельных видов рака; не всегда соблюдаются сроки попадания пациентов на те или иные этапы оказания помощи.

Не допустить «ошибку выжившего»

Сейчас «онкологический» коечный фонд в Петербурге - 1727, т. е. 3,2 койки на 10 тыс. населения (в среднем по России - 2,4), и это только в городских клиниках, подведомственных комздраву, без учета федеральных и частных.

Кадров - 201 штатная единица в стационарах плюс 218 в амбулаториях. «Укомплектованность кадрами у нас, наверное, самая высокая в стране», - говорит главный внештатный онколог города. Но этого будет недостаточно, когда появятся районные ЦАОПы.

Между тем действие федеральной программы уже заметно, заявляет директор СПб клинического научно-практического центра специализированных видов медпомощи в Песочном Владимир Моисеенко. Если в прошлом году его учреждению было выделено на лекарства 850 млн руб., то в этом - 2 млрд. руб.

Запланирована покупка дублирующего оборудования для компьютерной томографии: сейчас машина одна, в случае поломки «нас парализует на три-четыре месяца», не столько из-за длительности починки, сколько из-за проведения тендеров. Выделены деньги на томограф со стереотаксической биопсией: из-за скрининга появились больше пациенток с установленными ранними формами рака молочной железы. С 2020 года планируется переоснащать ускорители.

Цели до 2024 года у города прописаны конкретные. Скажем, повысить выявляемость заболевания на ранних стадиях до 57%, а показатели одногодичной летальности снизить до 17,3%. Вот это «после запятой» должно говорить о скрупулезности в составлении прогнозов. Андрей Карицкий даже провел аналогию с так называемой ошибкой выжившего. Во время Второй мировой американцы укрепляли в самолетах те места, в которых было больше пробоин после боевых вылетов. Пока один математик не догадался: раз самолет с такими пробоинами дотянул до своих, выжил - значит в этих местах повреждение как раз не гибельно, а усиливать надо там, где брешь достаточна критична, чтобы самолет не вернулся.

К примеру, в некоторых направлениях скрининг существенно снижает смертность: за четыре года пилотной программы скрининга колоректального рака заболеваемость скакнула с 418 до 484 на 100 тыс. населения, и это как раз показатель эффективности - статистику увеличили те, чью болезнь обнаружили еще на бессимптомной стадии. А в других направлениях скрининг может обернуться бессмысленной тратой денег, которым нашлось бы лучшее применение. Скажем, уже известно, что при скрининге на рак легкого флюорография бесполезна, надо использовать другие методы.

...Первые восемь из 18 ЦАОПов должны открыться уже в этом году.

#онкологические заболевания #медицинский центр #онкобольные #опасные заболевания #пациенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6491) от 30.07.2019 под заголовком «Один район - один ЦАОП».


Комментарии