2Vtzqv4Hz9U

Овсянка в подойнике. Чем растительное молоко отличается от натурального?

У маркетологов - профессиональных знатоков всех подвижек на продовольственном рынке - есть такое понятие: «покупатель-новатор». Это человек, готовый перепробовать все без исключения новинки, которые появляются на прилавках. У некоторых слюноотделение начинается, лишь только производитель запускает «предпремьерную» рекламу товара.

Овсянка в подойнике. Чем растительное молоко отличается от натурального? | Рисунок Александра СЕРГЕЕВА

Рисунок Александра СЕРГЕЕВА

Молочники обиделись...

Ровно два года назад на прилавках супермаркетов крупных торговых сетей появился продукт, позиционированный как «не молоко». Сопровождалось это событие громкими рекламными фанфарами. А сам термин «не молоко» придумали специалисты широко известной в стране компании, специализирующейся на производстве соков и пюре из фруктов и овощей.

У этой компании в наличии почти 8 тысяч га яблоневых, вишневых, сливовых садов и овощных полей. Однако ни одну яблоню/вишню, ни один корнеплод «подоить» так, чтобы получилось некое подобие молока, невозможно. А вот зерновые культуры очень даже... «удойные». Так на рынке появилось «не молоко» из овса. Потом - из гречи и риса. Сама компания недвусмысленно заявила, что хочет «отжать» у настоящих молочников 15% рынка. А может быть, и больше.

Амбициозные заявления сопровождались вполне обоснованными аргументами: продажи традиционной молочки падают, а сам рынок наводнил фальсификат с добавлением пальмового масла. Ему, дескать, и может стать альтернативой натуральный растительный продукт.

С тем, что на молочном рынке России много фальсификата, не стала бы спорить ни одна контролирующая инспекция. И молочники, скорее всего, молча потеснились бы, уступая место новоявленному конкуренту. Но уж слишком шустро повел себя последний. Бесцеремонность усмотрели в чрезмерно агрессивной рекламе, запущенной по всем возможным информационным каналам страны.

Искать защиту от «агрессии» Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») решил у антимонопольщиков - отправил жалобу в ФАС. Основным посылом в ней было: реклама нового продукта напрочь дискредитирует само молоко, натуральный продукт. Охаивание увидели в слоганах «Это вам не молоко!», «Вместо молока, только польза!», «Уникальный продукт на растительной основе, не имеющий ничего общего с молоком».

«Благодаря» этому, писали заявители, у потребителя может сложиться ложное впечатление о натуральном молоке. Кроме того, на упаковке «не молока» содержится информация об отсутствии ГМО, трансжиров и антибиотиков - стало быть, обычное молоко их содержит?!. Да, соглашаются молочники, в растительном продукте нет лактозы. Но и из цельного натурального молока сегодня производится безлактозная продукция.

Это было, пожалуй, первое в нашей стране противостояние между молочниками и производителем растительных напитков. На западных рынках, где растительные эрзацы уже давно заняли свою нишу, компании довольно часто подают иски и жалобы на формирование у потребителей недостоверного образа молока.

Как на жалобу молочников ответила ФАС, широкая общественность так и не узнала. Зато стало известно, что «не молоко» оказалось в списке самых успешных брендов 2018 года, и только за несколько месяцев производство обернулось выручкой в 2 миллиарда рублей.

Мука, вода и витамин

Я тоже покупатель-новатор. И на овсяно/гречишно/рисовую немолочную «классику» раскошелилась в числе первых. В среднем по 110 рублей за каждый литр молока. Начала с овсяного.

На вкус и цвет, сами понимаете, товарищей нет. Кто-то, возможно, в восторге и радости, я же склонюсь к оценке «не мое!». Потому что - ну совсем... не молоко. Тут производитель не слукавил. Был откровенен и в пояснении, оттиснутом на пакете: «Это растительный продукт из 100% российского овса, богатого белком и клетчаткой».

Теперь смотрим состав: вода, овсяная мука, рапсовое масло, карбонат кальция, фосфат кальция, регулятор кислотности - фосфат калия, витамин В2 (рибофлавин), соль йодированная. Энергетическая ценность в 100 граммах продукта - 60 ккал; белки - 1%, жиры - 3,2, углеводы - 6,5%.

На вид - жидкость с легким кремовым оттенком. На вкус напоминает отвар от овсяной крупы, но с легкой горчинкой. Понять, откуда она взялась - от овсяного зернышка или от рапсового масла, - невозможно. Само же масло, насколько можно догадаться, для повышения жирности продукта.

Почти тот же ингредиентный состав оказался и у гречишного молока, и у рисового. Разница только в используемой муке. Да, по сути, мне, покупателю, и предложили разбодяженную водой муку. Спрашивать, с чего вдруг так дорого, думаю, лишне. Производитель отбивает затраты на дорогущую рекламу.

Хитрым был и вот такой маркетинговый ход. Сначала в торговой рознице Петербурга появились литровые упаковки «не молока». Упаковки с таким же содержимым, но меньшей емкости - 250 мл - выложили на прилавки гораздо позже. Если бы они появились первыми и стали своего рода дегустационными экземплярами, то вряд производитель в короткий срок отхватил свои 2 миллиарда рублей прибыли...

Сегодня упомянутую немолочную «классику» производитель дополнил линейкой овсяного «не молока» с добавками, значительно улучшившими вкус напитка, - шоколадом, кофе, ванилью, ягодами, фруктовой экзотикой. Появилась линейка детских напитков. Но все это товары премиум-класса, которые вряд ли можно лицезреть на прилавках супермаркетов, которые «у дома».

На международном рыночном языке сегмент альтернатив молочной продукции именуется dairy alternative. Позиционируют эти «альтернативы» как продукты для здорового питания, а также ориентированные на веганов и вегетарианцев.

В России растительные аналоги составляют пока 1% от продаж натурального молока. Хотя в литрах - это немало: 1,7 миллиона в год. В мире же процесс идет куда активнее. В США и Канаде за пять последних лет продажи «альтернативы» выросли на 60%; в Европе - на 24%.

Аналитическое агентство GIRA подсчитало, что в 2018 году на рынках США и Европы насчитывалось несколько десятков брендов продуктов на растительной основе, а к середине 2019 года счет шел уже на сотни. Потребителям помимо уже существующих «альтернатив» предлагались аналоги сливочного масла, сметаны, йогуртов, сыров в нарезке. Растет и число производителей: если два года назад «льняное молоко» поставляла всего одна компания, то меньше чем через год их стало уже пять; количество производителей «горохового молока» выросло с трех до десяти.

Если наши «не молочники» больше налегают на злаковые культуры, то их коллеги из дальнего зарубежья - на сою, миндаль и кокосы. Однако появляются и более экзотические «альтернативы» - орех макадамия, пекан, кунжут, банан, цветы лотоса, морские водоросли...

Польза с оговорками

Российские эксперты считают, что должно смениться поколение, прежде чем у растительного молока появится постоянный и приверженный потребитель. При этом эрзац-молоко необходимо будет вводить в культуру потребления с раннего детства. Кстати, по данным исследовательской компании Mintel (Великобритания), больше всего растительными продуктами в Соединенном Королевстве интересуются покупатели от 16 до 24 лет.

Эксперты Роскачества назвали самые популярные виды растительного молока у российских потребителей - в приоритетной последовательности: соевое, миндальное, овсяное, рисовое, кокосовое. И каждому дали короткую характеристику.

Соя была, наверное, первым продуктом, из которого промышленным способом начали делать эрзац-молоко. Соевому молоку поют оду многие вегетарианцы. Да, в нем есть белок. Но он, как и все растительные протеины, неполноценный, не содержит всех незаменимых аминокислот. Соя способствует снижению «плохого» холестерина - с одной стороны, но с другой - может провоцировать развитие некоторых опухолей. К тому же соя признана одним из самых сильных аллергенов.

Миндальное молоко очень приятно на вкус, в нем много «витамина молодости» - витамина Е, самого мощного антиоксиданта. Но так же много полиненасыщенных омега-6 жирных кислот, которых многие, как правило, перебирают. С точки зрения поддержания веса и здоровья - это не здорово.

Про овсяное и рисовое молоко мы тут немало уже поговорили. Эксперты Роскачества считают, что упомянутая «классика» вряд ли будет пользоваться повышенным спросом. Именно из-за специфического вкуса. Чтобы заглушить эту «специфичность», производители добавляют в продукт сахар, улучшители вкуса, сладкие фрукты. А к здоровому питанию все эти добавки не имеют никакого отношения.

Кокосовое же молоко эксперты назвали самым полезным. Оно безусловно подходит для диетического питания. Мало того что в нем содержатся вещества, способствующие расщеплению и выведению жира из организма, так еще этот продукт рекомендован для оздоровления и поддержки людей с сахарным диабетом, рядом серьезных заболеваний нервной системы.

Вряд ли растительными напитками можно заменить настоящее молоко «от буренки». Но если уж то и другое появилось в этом мире, пусть сосуществуют без раздрая.

#молоко #продукты #еда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6659) от 13.04.2020 под заголовком «Овсянка в подойнике».


Комментарии