Невыгодная пилюля. Как дешевые лекарства в аптеках заменяют дорогостоящими аналогами
Из всех аптек города разом пропал антибиотик тетрациклинового ряда - недорогой, порядка 25 - 30 рублей, но обладающий широким спектром действия. Теперь в продаже только его аналог. Как уверяют фармацевты, не просто аналог, а настоящий оригинал. Одна беда - стоит он в десять раз дороже.
РИСУНОК Игоря КИЙКО
Куда девался копеечный, но действенный дженерик, не знает никто. Информации по этому поводу нет. Но есть предположение, что аптекам его просто невыгодно продавать, а фармкомпаниям - выпускать. Производство - это бизнес, его руководители благотворительностью заниматься не обязаны.
Напомним, что дешевые препараты стали исчезать с рынка лекарств довольно давно. Еще в 2016 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предупреждала правительство о том, что в ближайшее время с рынка могут уйти около трехсот препаратов стоимостью до 50 рублей. Ведомство сообщало, что российские компании уже на тот момент не выпускают 197 наименований лекарств, еще 160 - под вопросом.
Причина банальна - производить такие препараты фармкомпаниям невыгодно. Ведь большинство из них входят в список жизненно важных лекарств (ЖНВЛС), предельные цены на которые устанавливает государство и которые, по сути, были заморожены на многие годы. Эта мера хорошо работала, пока экономика была стабильной. В сегодняшней ситуации себестоимость многих лекарств выросла в разы, а вот отпускная цена практически не увеличилась. В итоге производителям приходится отказываться от их выпуска, а аптеки вынуждены замещать их более дорогими препаратами.
Ведь им тоже невыгодно работать с дешевыми пилюлями. Никаких внятно прописанных социальных обязательств и уж тем более санкций за ассортимент для них практически нет. Небольшой контроль осуществляется за наличием минимального перечня - порядка 50 - 60 наименований. Но и тут, как говорится, всегда можно найти выход. Для ревизии достаточно одной упаковки, а для широкой публики ценник совсем другой.
По мнению фармэкспертов, дорогие препараты делают аптекам почти половину выручки. И понятно, что большинство из них стараются реализовывать те лекарства, на которые у них заключены маркетинговые договоры. То есть соглашения с фармкомпаниями по лоббированию того или иного препарата производителя. Зачастую эти договоры включают условие по ограничению продаж лекарств конкурентов. За это аптеки получают бонусы. Чем дороже лекарства, тем выше бонус. Для сетевых организаций он может составлять несколько миллионов рублей.
Результат? По данным аналитиков маркетингового агентства DSM Group, исследующего фармацевтический рынок, только за шесть месяцев этого года продажи дешевых лекарств в ценовом диапазоне от 150 до 500 рублей упали на 3,3%, до 50 рублей - на 7,1%. При этом дорогой сегмент, напротив, переживает бурный рост - за этот же период он вырос на 8%. И в ближайшие годы структура продаж будет меняться не в пользу копеечных медикаментов.
По экспертным оценкам, за последние несколько лет наш рынок покинуло более 700 недорогих лекарственных средств. И это не предел. Сегодня аптеки торгуют товарными остатками, которых хватит примерно до конца года. Что будет в 2020-м, пока никто не знает.
В Минпромторге назвали преждевременными выводы о сокращении ассортимента дешевых лекарств. В ведомстве подчеркнули, что проанализировать ситуацию можно будет только по итогам года.
Между тем более четверти всех тендеров на госзакупку жизненно важных лекарств оказались сорваны. Всего в первой половине 2019 года было объявлено 163,4 тыс. тендеров, из них 60,8 тыс. не состоялись. Не было куплено препаратов на 39 миллиардов рублей.
Главной причиной срывов стала новая закупочная методика Минздрава, согласно которой госзаказчик должен выставить минимально возможную стоимость контракта. Так как торги идут на понижение, то есть начальная выставленная цена является максимальной, то компаниям просто невыгодно становиться поставщиками.
И что теперь? Объявлять новый тендер, составлять список лекарств, назначать цену и ждать, кто из фармпроизводителей с ней согласится? Но на это уйдет как минимум месяц. И все это время пациенты будут ждать жизненно необходимый им инсулин или лекарство для лечения ВИЧ-инфекций, с которым, как говорят эксперты, сейчас из-за срыва одного из тендеров большие проблемы.
...Картина вырисовывается не радужная. Льготники вновь будут обивать пороги аптек, строчить жалобы. А чиновники с олимпийским спокойствием разводить руками... Мол, не виноватые мы...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (6518) от 05.09.2019 под заголовком «Невыгодная пилюля».
Комментарии