2Vtzqv4Hz9U

Навыки вместо здоровья. Почему ребенку надо прививать культ движения?

Начался новый учебный год. Решая задачи, доказывая теоремы, изучая падежи и сдавая экзамены, школьники не должны забывать о самом, наверное, все‑таки главном — о своем здоровье. Тем более что оно, как уверяют специалисты, у наших детей с каждым годом лучше, к сожалению, не становится. И тут лучшие помощники — спорт и физическая культура. Хотя бы в рамках школьной программы. О том, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы изменить ситуацию, откуда берутся хронические заболевания и почему они порой появляются по вине родителей, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала Ирина Буйновская (на снимке), преподаватель физической культуры ГБОУ «Лицей № 214 Центрального района».

Навыки вместо здоровья. Почему ребенку надо прививать культ движения? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Болезни стариков пришли к детям

Ирина Ивановна, как вы стали учителем физкультуры?

— Преподаю уже 35 лет. Причем на одном месте. В свое время окончила Институт Лесгафта, мас­тер спорта по баскетболу. Начинала как тренер, но вышла замуж, родила сына, и на семейном совете решили, что должна сменить профессию.

Почему?

— Работа тренером — это постоянные разъезды, а в школе — более-менее упорядоченный дневной режим. Потом смеялась в разговоре с сыном: мол, сперва из‑за тебя перестала играть на профессиональном уровне, потом — перешла в школу. Вначале, честно скажу, мне было стыдно признаться своим друзьям, чем занимаюсь. Ведь тренеры имеют дело с теми, кто хочет прогрессировать, а тут нужно заставлять всех. И вот от этого насилия и ломки меня ломало саму. Но прошли годы, и мнение свое поменяла.

Пересмотрели взгляды?

— Да. Главное — отдавать что‑то людям. Свои знания, навыки, к примеру. Именно в этом вижу свою миссию. Неважно, как тренер или как учитель. И у меня, кстати, есть еще и медицинское образование: был опыт, работала в лечебном учреждении инструктором — помогала восстанавливать здоровье. Это важно, потому что выпускники нашего лицея продолжают учебу, как правило, в медицинской сфере. Мои ученики успешно выступают и на районных, и на городских соревнованиях. В свое время в Смольном Валентина Матвиенко награж­дала меня орденом «За вклад физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге». Имею грамоту от Министерства образования. Такой вот, можно сказать, послужной список.

35 лет — достаточный срок для того, чтобы проводить какие‑то сравнения. Чем отличаются в плане спортивной подготовки современные дети от тех, с кем вы когда‑то начинали?

— Раньше дети были здоровее, рвались в бой. Сейчас у них, если брать в среднем, очень ослабло здоровье. К подрастающему поколению пришли болезни, о которых мы раньше слышали только от стариков. Очень много ограничений на физические нагрузки. Диапазон заболеваемости растет. Глаза, почки, аллергия, сердце, суставы — все что угодно. Мне кажется, это расплата за наш комфорт, спокойную жизнь. Мамы-папы, бабушки-дедушки считают, что главное — дать ребеночку вкусную котлетку, и пусть лучше он бедненький-несчастненький посидит, а то перетрудится.

Знакомая картина…

— Сейчас с родителями работать даже тяжелее, чем с детьми. Каждый из них считает, что его чадо — центр Вселенной и все должно крутиться вокруг него. И запрос идет не на здоровье ребят, не на приобретение ими каких‑то навыков, а на тот результат, который хочет родитель. А он по большей части субъективен.

Уроки физкультуры не влезают в сетку

Но вроде появились и хорошие известия — количество часов физкультуры для школьников увеличилось до трех в неделю.

— Да, мы же взяли крен на здоровье детей — три часа в неделю в учебной сетке плюс час внеурочной работы. Это как кружок после уроков. Но мы, к примеру, находимся в центре города, на улице Маяковского, и у нас очень маленький спортивный зал — 18 х 9 метров. Дети бегают около школы — по «брусчаточке», кружочек по периметру метров двес­ти. А хочется поработать на нормальном стадионе, где есть все необходимые для занятий условия. Да и с тремя часами в неделю не все так хорошо — один уже стали забирать. По крайней мере у начальных классов. На следующий год, говорят, это коснется и всех остальных, хотя официального приказа нет. Принятие решения отдают на усмот­рение администрации, а там хотят экономить средства.

Трех часов физкультуры в неделю детям достаточно, чтобы находиться в нормальной физической форме?

— При нормальной материальной базе, если у тебя есть стадион, большой игровой зал, зал для ритмики или танцев — да, бесспорно. Но, например, в некоторых школах третий час в «сетку» уже не влезает. В итоге как его проводят? Ребятам какой‑то спортивный фильм включают или в актовом зале они прос­то сидят. Я так не буду работать — это не урок здоровья! Так что, если зал занят, мы идем на улицу, гуляем по дворику…. Когда президент вносил предложение об увеличении часов физкультуры в школе, он и не предполагал, что они будут проходить где попало и как попало.

В моем детстве урок физкультуры был в радость. Неужели сейчас приходится насильно загонять детей в зал?

— По-разному. Есть те, кто очень любит физкультуру и спорт, хочет заниматься и старается на уроке. Если культ движения поставлен в семье, то ребенок понимает, что это жизненно необходимо. И все нормально идет. А есть дети, которым мамочка напишет справочку, записочку — отпустите моего пупсика, пусть он лучше пирожочек в столовой скушает и отдохнет. Кто‑то цинично заявляет: «Мы пришли сюда учить химию и биологию, а не физкультурой заниматься». И откровенные «косильщики», которые ненавидят спорт, к сожалению, тоже встречаются.

Сейчас, наверное, главный враг физкультуры — гаджеты?

— Это враг всего, не только физкультуры. А тучных детей действительно стало заметно больше, зрение с детства летит. Все из‑за этой «техники».

Но есть среди ваших учеников и такие, кто занимается спортом в свободное от школы время?

— Да, конечно. Думаю, процентов 50 – 60. Но у нас очень серьезное учебное заведение, и многие просто вынуждены бросать большой спорт, чтобы не отставать в занятиях. А так часто слышу: я хожу на футбол, на волейбол, на фитнес, в «качалку»… «Качалки» и фитнесы — стали очень модными. Тут у меня, правда, возникает внутреннее сопротивление. Спрашиваю: почему то, что бесплатно, вы не берете, а идете туда, где надо платить деньги? И сама отвечаю — там прекрасные, хорошо экипированные залы, есть персональный тренер. Наверное, это и подкупает.

Меньше сидеть, больше двигаться!

Как с закалкой дело обстоит у нынешних школьников?

— Не очень хорошо! Дети не умеют правильно, по погоде одеваться. Вылетают на улицу без головных уборов, шарфов — мол, мне тут добежать три минутки. Рукавиц, перчаток нет! Когда мы зимой выходим на улицу — объясняю детям, что надо иметь на себе три слоя. Так что первая оценка, которую они получают, — за правильную форму одежды. И у половины — двойки. Есть, конечно, родители, которые сумели закалить своего ребенка. Но таких единицы. Закаливание стало анахронизмом для наших детей.

Какие главные советы вы бы дали родителям, чтобы их дети выросли здоровыми, крепкими людьми?

— Прежде всего родители должны стать примером для своих детей — имею в виду утреннюю зарядку, процедуры закаливания, правильную форму одежды. И если они отправляют своих отпрысков в какое‑то учебное заведение — неважно, детский сад или школу, — стоит довериться профессионалам. Если учитель говорит, что нужно одеться тепло, значит, так и следует сделать. Если учитель сказал отжаться двадцать раз, то двадцать отжиманий и надо сделать, а не пять, как мама считает.

Не слушают?

— Я родителям объясняю: мы с вами не по разную сторону баррикад, я тоже хочу, чтобы у вашего чада все было замечательно. И мы должны сейчас заложить фундамент его здоровья, а жизнь потом сама расставит все по полкам.

Какой вид спорта, на ваш взгляд, особенно помогает школьнику быть гармонично развитым в физическом плане?

— Однозначно легкая атлетика, причем и мальчикам, и девочкам. Девочкам еще отлично подойдут любые танцы, хотя к ним раньше я довольно скептически относилась. Они не портят фигуру, а ее вытачивают, делают достаточно пропорциональной. Еще бы отметила волейбол — очень гармоничный вид спорта, командный, коммуникативный. И плавание — здесь и закаливание, и разгрузка, и релакс в оздоровительном смысле.

У детей часто возникают проблемы с позвоночником. Как тут быть?

— Главный рецепт — меньше сидеть, больше двигаться! В свое время у нас были и физкультминутки, и переменки подвижные — в рамках стандартного образования. Сейчас от всего этого отказались, хотя почему бы на том же уроке биологии не пойти под березку, в движении что‑то не поискать? А на практике получается 45 минут за партой, потом перемена с гаджетами в руках. Приходят домой, где необходимо сделать огромный объем домашнего задания, и тоже все сидя. А то еще и полулежа. Фактически часов 10 – 12 наши дети проводят в инертном состоянии. А поза сидения — самая худшая, лучше стоять или лежать.

Делать по утрам зарядку своим ученикам не напоминаете?

— Обязательно. И кто правильно мыслит, тот прислушивается. Но таких, как мне кажется, к сожалению, немного.



#здоровье #спорт #физкультура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Культ движения прививается в семье».


Комментарии