Маски снимать рано. Риск заразиться коронавирусом остается высоким
Вызванная омикрон-штаммом волна пандемии наконец‑то пошла на спад. В России вообще и в Петербурге в частности заявляют о достижении коллективного иммунитета и потихоньку смягчают ограничения. В транспорте и магазинах почти перестали носить маски, а в кафе — проверять QR-коды, за которыми и так не особенно следили. А ведь расслабляться явно рано.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
В который раз напомню: у власти и людей разные цели и разные угрозы. Каждого конкретного человека заботит здоровье — свое личное и близких. Для этого лучше вообще не болеть или же в крайнем случае переболеть легко — иначе, даже если закончится все хорошо, придется помучиться от постковидных осложнений. У власти же задача номер один другая — избежать коллапса системы здравоохранения. Раньше речь шла о больницах, во время омикрона из‑за его относительной легкости и сверхзаразности на первый план вышли поликлиники с огромными очередями.
Стоило заболеваемости чуть пойти на спад, риски коллапса заметно снизились. И вот уже в Петербурге разрешают ночную работу кафе (до двух часов), при этом анонсируется и дальнейшее снятие ограничений. О том же сообщает и Роспотребнадзор. «Особенности омикрон-штамма коронавируса и низкие цифры заболеваемости позволяют начать подготовку к смягчению ряда ограничительных мер», — заявила во вторник глава ведомства Анна Попова. Согласны с этим и в Минздраве, хотя там отмечают опасность появления новых штаммов.
Между тем заболеваемость снизилась всего на 10 %, а смертность в последние дни даже подросла — в Петербурге, по официальным данным оперативного штаба, сейчас умирают от коронавируса по 80 человек в день. Так что риски снизились для системы здравоохранения, но не для нас с вами. И легкость омикрона на фоне этих цифр получается весьма относительной.
Высказывания же некоторых чиновников о достижении чуть ли не 100‑процентного коллективного иммунитета можно назвать откровенно вредными. Ведь логика большинства людей понятна: если у нас уже есть коллективный иммунитет, то и опасности больше нет, можно и маски снимать, и на вакцинацию-ревакцинацию не ходить. Пандемия, можно сказать, закончилась.
На самом же деле, конечно, реального стопроцентного коллективного иммунитета в городе и близко нет. Чиновники говорят лишь о достижении плановых показателей Минздрава, не более того. В реальности уровень иммунитета существенно ниже, а оценить его точно на самом деле не может никто.
Да, на сегодня в Петербурге привиты около 3 млн 150 тысяч человек, официально переболевших порядка 1,4 миллиона, так что в сумме получается больше 4,5 миллиона, а с учетом переболевших без тестов набегает все население города. Вот только сложение это некорректное: группы привитых и переболевших пересекаются, так что многих людей мы таким образом считаем по 2 – 3 раза. К тому же в этом подсчете не учтены сроки — а ведь иммунитет у переболевших и вакцинированных отнюдь не вечен.
В реальности, судя по большинству исследований, иммунитет у переболевших сохраняется не более полугода, а в условиях омикрон-штамма и еще меньше. С привитыми ситуация получше, но и здесь о неплохой защите можно говорить лишь в течение полугода, к тому же далеко не все вакцины одинаково эффективны. А еще в статистику вакцинации попадают те, кто никакой прививки не делал, а сертификат себе просто-напросто купил — по некоторым данным, речь идет чуть ли не о 10 %.
Если говорить, например, об исследованиях института имени Гамалеи, то по‑настоящему хорошую защиту в условиях омикрона имеют лишь две категории: те, кто серьезно переболел, а затем вакцинировался, а также ревакцинированные. Последних у нас сейчас всего лишь 240 тысяч, в то время как подлежат ревакцинации почти полтора миллиона человек. Так что оптимистичные цифры коллективного иммунитета больше похожи на «потемкинские деревни», не имеющие ничего общего с реальностью.
К тому же помимо взрослых (официально их привито чуть более 70 %) есть еще и дети. Вакцинация подростков давно стартовала, но пока идет без особого успеха — всего менее трех тысяч привитых. А ведь многие дети болеют сегодня тяжелее, чем взрослые.
Разумеется, на фоне экономических потерь и усталости людей смягчения антиковидного режима все равно неизбежны и происходят они по всему миру — все больше стран открывают границы и отказываются от режима ковид-паспортов.
На такую меру пошел даже Израиль, который год назад первым эти самые ковид-паспорта ввел. В стране такой шаг объясняют высоким уровнем вакцинации. Все менее склонны заботиться о собственной безопасности и сами люди, что вполне понятно, а для дважды привитых и отчасти оправданно.
Но все же забывать об элементарных мерах вроде тех же масок нельзя. И уж точно не работает самый популярный в России аргумент: «Если уж я не заразился за два года, то мне ничего не страшно». Те 80 человек, которые ежедневно умирают в Петербурге от ковида, тоже как‑то прожили эти два года — а настигла их пандемия только сейчас…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7116) от 24.02.2022 под заголовком «Маски снимать рано».
Комментарии