Лишний вес на генетическом уровне. К каким последствиям приводит ожирение?

Одна из крупных межнациональных фармкомпаний объявила, что останавливает почти все клинические испытания своих новых препаратов (в том числе против болезни Альцгеймера), а сэкономленные средства направляет на разработку лекарства против ожирения. Подобное решение никого особо не удивило — в мире зарегистрировано несколько сотен миллионов лиц с избыточным весом, а в России, по мнению академика Виктора Малеева, его имеет едва ли не половина граждан. Так что таблетки или уколы не останутся невостребованными: многие мечтают похудеть, чтобы «хорошо выглядеть к пляжному сезону», но основная часть — те, кому сбросить лишние килограммы просто жизненно необходимо.

Лишний вес на генетическом уровне. К каким последствиям приводит ожирение? | ФОТО i yunmai on Unsplash

ФОТО i yunmai on Unsplash

Фетальное программирование

Известно, что будущая жизнь человека во многом зависит от его генома, в котором записана вся наследственность — от мамы, папы и даже бабушек и дедушек. Но дело в том, что среда, в которой развивается плод, также влияет на эти гены, заставляя одни из них работать активнее, а другие, напротив, подавляя.

Называют это эпигенетикой, а сам процесс — фетальным (едва ли не фатальным) программированием: если на клеточном уровне развитие организма оказывается в чем‑то нарушено, это может привести к появлению серьезных заболеваний уже после рождения. 

И одной из причин подобных нарушений является, как ни покажется странным, ожирение мамы или… бабушки по материнской линии.

Подобная «метаболическая память» способна сохраняться в трех поколениях, а, по словам доктора медицинских наук Алены Тиселько, ведущего научного сотрудника НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д. О. Отта, ожирение сегодня есть у каждой четвертой беременной. 

Для таких женщин высока опасность потерять свое дитя. Но, даже если этого не происходит, возникает своего рода прогрессия: при наличии лишних килограммов у одного из родителей риск заполучить ожирение у ребенка возрастает в 2 – 3 раза, а если «толстенькие» и мама и папа — то уже в 15 раз. По данным многих научных популяционных исследований, 75 % новорожденных с избыточным весом сохраняют его и во взрослом возрасте.

Как происходит то самое фетальное программирование? Мы знаем, что плацента обеспечивает рост плода благодаря обмену питательными веществами и кислородом с организмом матери. При этом основной источник энергии, необходимой для развития малыша, — как раз глюкоза, и плод крайне зависим от ее поступления. Но глюкозы не должно быть больше необходимого. Женщины же, склонные к ожирению, чаще всего питаются продуктами с избытком сахара или с высокой степенью переработки. К тому же именно вкус доминирует при контроле количества употребляемой пищи, и сладкий — как раз стимулирует аппетит, а значит, и пере­едание. В итоге — глюкозы через край.

Конечно, природа заложила в нас возможность быстро адаптироваться в ответ на любые изменения окружающей среды, но скорость развития тканей у плода довольно высока, и тут та самая эпигенетика может натворить бед. Особенно если малыш уже в утробе матери набрал лишний вес. Ведь в первый же год после рождения активное развитие клеток жировой ткани продолжится…

«Вредоносный» жир

Избыточный вес — это некрасиво? Ну на любителя. Как мы знаем, Рубенс и Кустодиев воспевали на своих полотнах отнюдь не худеньких мужчин и женщин. Дело не во внешности: просто жировая ткань, кроме всего прочего, вырабатывает огромное количество ферментов и гормонов, влияющих на многие процессы в нашем организме. Более того, крайне важно, в какой области накапливаются излишки.

Под влиянием женских половых гормонов, многие из которых также продуцируются «жиром», формируется типично женский фенотип с преобладанием жировой ткани в области бедер и ягодиц. Подобная локализация практически не влияет на здоровье и сказывается лишь на внешнем облике женщины. При этом у худой беременной такая жировая ткань обеспечивает питание плода, а также, в будущем, гарантирует лактацию.

А вот висцеральное ожирение — то, что опоясывает талию и «растет» на животе, — несет огромную опасность: из этой ткани высвобождаются жирные кислоты, которые приводят к развитию так называемой инсулинорезистентности.

Как известно, инсулин питает наши клетки глюкозой. Жировая ткань способна блокировать его рецепторы, лишая клетки питания. В итоге наши органы и ткани остаются без источника энергии, но главное — в кровотоке сохраняется «невостребованная» глюкоза.

Инсулинорезистентность медленно, но верно приводит к развитию сахарного диабета, инфаркта, инсульта, болезням легких и печени. А ученые НМИЦ психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева провели исследование, показавшее явную связь между висцеральным ожирением и риском развития депрессии или той же болезни Альцгеймера.

Сегодня рецепторы инсулина обнаружены практически во всех отделах головного мозга: в коре, в лимбических структурах, обонятельных луковицах, гиппокампе, гипоталамусе, миндалине, перегородке… — то есть в тех, что вовлечены в когнитивное функционирование человека.

Доказано, что инсулин в норме способствует выведению из мозговой ткани белка амилоида (повинного, как считают, в болезни Альцгеймера) и переброске его в цереброспинальную жидкость. Кроме того, он снижает синтез амилоида в мозге. И, наоборот, инсулинорезистентность способствует накоплению амилоидного β-пептида и потере нейронов, что, возможно, уже к середине жизни способно привести к снижению когнитивных способностей и микроструктурным изменениям в белом веществе головного мозга, важнейшего компонента центральной нервной системы.

Представили, что ждет человека, если к его избыточному весу добавится еще инсулинорезистентность?

Конечно, все сказанное выше — довольно схематичное описание происходящих в организме процессов. На самом деле все куда тоньше и порой запутаннее, и зачастую трудно сказать, что было причиной развития недуга, а что следствием. Например, из‑за депрессии ли появилось ожирение, когда человек «заедал» свои переживания, или ожирение привело его к полному унынию?

Но минимум два момента доказаны четко: висцеральное ожирение всегда приводит к развитию заболеваний и ожирение чаще всего связано с перееданием.

Не в пирогах счастье? А в чем же еще?

По мнению московского эндокринолога кандидата медицинских наук Натальи Арбатской, характер пищевого поведения человека и его вкусовые предпочтения определяются еще внутриутробно: новорожденному нравится именно та пища, которую предпочитала во время беременности его мама.

Вкусовые рецепторы формируются у плода уже к 7-й неделе, а к 13‑й неделе они созревают полностью, — рассказывает доктор, — и потому пищевой рацион матери однозначно влияет на внутри­утробное формирование вкусовых сосочков ребенка. К 18‑й неделе малыш начинает наслаждаться сладкой жидкостью внутри плаценты.

С точки зрения эпигенетики дальнейшее выглядит так. Если женщина питается полноценной нежирной пищей, у плода развивается экспрессия генов сытости (то есть процесс передачи генетической информации идет в этом направлении), но если мама предпочитает сладкую и жирную еду и при этом еще физически малоактивна, у малыша происходит экспрессия генов аппетита.

И здесь важно знать, что существует пять типов вкуса: горький, соленый, сладкий, кислый и умами (вкус белка).

Сладкий вкус вызывает положительные эмоции, тонизирует мозг, успокаивает, увеличивает, кстати, количество грудного молока. Но сладкое, как мы помним, повышает наш аппетит, и мы плохо контролируем, сколько «пирожков» уже съели. К тому же организм «любит» хранить сладкое про запас, а избыток калорий как раз меняет секрецию гормонов, прежде всего инсулина.

Соленое, напротив, нам не очень приятно (особенно если что‑то пересолить), но именно такая пища способствует хорошей моторике желудочно-кишечного тракта.

Для восприятия горького у нас во рту есть 30 рецепторов, и первое желание — выплюнуть эту пищу. Но такая еда имеет желчегонный эффект и к тому же способствует снижению веса, а желание «выплюнуть» отчасти защищает нас от ядов.

Кислую пищу человек на протяжении многих веков инстинктивно воспринимал как испорченную, но сегодня мы умеем ферментировать продукты особым способом (вспомним тот же кефир), и они улучшают пищеварение и состав микрофлоры, а также снижают артериальное давление.

Наконец, умами — это вкус мяса, морепродуктов, рыбы, сыров, орехов, сои, брокколи, грибов. Белковая пища нам крайне необходима, и именно белка остро не хватает в рационе современных беременных женщин.

Напоследок доктор Арбатская напоминает о том, что именно гиподинамия и поздние ужины чаще всего ведут к нарушениям в обмене веществ и развитию ожирения: вечером органы, производящие гормоны, необходимые для переработки пищи в энергию клеток, снижают свою активность, а ткани — потребители энергии не чувствительны к ней. И все, что мы съели, «теряется» где‑то в межклеточном пространстве.

Но если рано поужинать все же никак не получается, после еды стоит пройти хотя бы пару километров быстрым шагом или покрутить педали на велотренажере: подобная нагрузка за счет мышечной работы активирует обменные процессы и «все, что мы съели в темноте», отправится в мышцы, а токсичные продукты будут выведены с потом.

Читайте также:

Вирус на подходе. Подъём заболеваемости гриппом специалисты ожидают в декабре-январе

Радиация как лекарство: учёные смогли подчинить её и направить не во вред, а на благо


#ожирение #здоровье #генетика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7815) от 17.12.2024 под заголовком «Лишний вес на генетическом уровне».


Комментарии