Лекарственная независимость. Минпромторг предлагает новую стратегию

Через семь лет доля полностью отечественных препаратов на российском рынке должна вырасти почти до 70 %. А тех, что входят в перечень стратегически значимых лекарственных средств, — увеличится до 80 %. Такие цели заявлены в утвержденной правительством Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года.

Лекарственная независимость. Минпромторг предлагает новую стратегию | Сегодня в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов свыше 800 медикаментов./ФОТО Сергея Булкина/NEWS.ru/TACC

Сегодня в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов свыше 800 медикаментов./ФОТО Сергея Булкина/NEWS.ru/TACC

Над стратегией Минпромторг работал пять лет. Ее первый вариант был представлен еще в июле 2018‑го. И, как обычно бывает, вызвал споры и критику в профессиональном сообществе. С тех пор документ неоднократно дорабатывали и шлифовали.

Особенно в последние два года, когда стало понятно, как важно нашей стране стать независимой в сфере производства лекарств. Все мы хорошо помним, как в пандемию из‑за закрытия границ срывались поставки сырья и оборудования. Потом последовали жесткие экономические санкции. Поэтому стратегия «Фарма-2030», написанная по итогам работы отрасли в новых условиях, учла все моменты, связанные с импортозамещением.

В утвержденном варианте представлены как сценарии развития отрасли, так и ключевые показатели. Но, прежде чем перейти к ним, скажем несколько слов о предыдущей стратегии — «Фарма-2020», которая формировалась еще в 2009 – 2010 годах. Ее реализацию, кстати, Минпромторг оценил положительно.

Напомним, в старой стратегии ставились задача увеличить долю отечественных лекарств в общем объеме потребления до 50 %, а стратегически значимых — до 90 %. Достичь этих показателей, увы, не удалось. Тем не менее развитие произошло. С 2009‑го по 2022 год выпуск лекарств вырос на 533,3 %, или с 96 до 607,9 миллиарда рублей в денежном выражении. Доля отечественных препаратов за этот же срок увеличилась «в деньгах» с 24 до 36 %. За счет локализации производств в РФ компаниями международной фармы и других мер удалось привлечь в отрасль более 80 миллиардов рублей иностранных инвестиций. Это позволяет говорить, что курс, обозначенный в первой стратегии, оказался в целом верным.

Как сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова, только по итогам 2022 года отечественная фармацевтическая промышленность показала рост на 10,6 % по отношению к прошлому году. Она напомнила, что как раз тогда была утверждена «дорожная карта» по локализации производства 189 лекарственных препаратов. И с тех пор, по ее словам, отечественные производители уже зарегистрировали 18 из них для лечения онкологических, сердечно-сосудистых, инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Вице-премьер подчеркнула, что количество российских и иностранных производителей на рынке РФ сейчас примерно одинаковое — 471 и 431, соответственно. Однако зависимость от поставок ряда медикаментов все еще сохраняется. Поэтому достижение полной лекарственной безопасности страны и стало главной задачей новой стратегии.

Теперь о ее ключевых показателях. Согласно базовому сценарию, объем фармрынка должен вырасти с 2,2 триллиона рублей в 2022 году до 3,7 триллиона — к 2030 году; доля лекарств российского производства в общем объеме потреб­ления — с 61,8 до 66,6 %; экспорт российских препаратов — с 1,28 до 3,4 миллиарда долларов. С 67,44 до 80 % должна увеличиться доля отечественных препаратов, входящих в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых ведется по полному циклу.

В документе перечислены и задачи, которые призваны обеспечить лекарственную независимость. Это разработка и производство новых лекарственных препаратов, увеличение количества предприятий, внедряющих передовые технологии и инновации, повышение конкурентоспособности российских производителей на внешнем и внутреннем рынках.

А еще — устранение зависимости от импортного сырья. Для этого российской фарминдустрии необходимо работать совместно с химической промышленностью, в том числе и в создании специальной информационной системы контроля происхождения фармсубстанций, чтобы стимулировать интерес производителей к приобретению химического сырья российского производства.

Как раз для таких предприятий Минпромторгом предусмотрен целый ряд государственных мер поддержки. В частности, кластерная инвестиционная платформа — она должна обеспечить льготное кредитование для осуществления инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции. Такие же меры господдержки предусмотрены для тех, кто выпускает полностью локализованные препараты, и тех, кто разрабатывает оригинальные медикаменты нового поколения.

«Особо значимыми» в стратегии названы антибиотики, гормональные, психотропные препараты, наркотические анальгетики, антикоагулянты, препараты из плазмы крови человека.

Одна из регуляторных мер, предлагаемых в стратегии, — совершенствование механизмов ускоренной регистрации определенных групп лекарств. Связано это в том числе и с экспортом российских препаратов.

Не секрет, что в некоторых странах с настороженностью относятся к нашим регистрационным удостоверениям. И дело не в том, что там не доверяют отечественным системам регистрации или контроля, там их просто не знают. Поэтому помощь экспорту должна носить не только финансовый характер.

«Важно поддерживать высокий уровень качества лекарств на всех производственных этапах. В 2016 году был создан ­отечественный GMP-инспекторат. «Фарма-2030» планирует вступление в объединенную структуру национальных инспекционных служб PIC/S и внедрение системы фармацевтического качества ICH. Это укрепит доверие к российским фарм­изделиям и их конкурентоспособность на мировом рынке, а также поможет увеличить экспортную прибыль», — говорится в документе.

Пока трудно сказать, как эти амбициозные планы будут воплощаться в жизнь. Конкретный план осуществления «Фармы-2030» Минпромторг должен представить к концу года.


#лекарства #минпромторг #фармацевтика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7464) от 25.07.2023 под заголовком «Лекарственная независимость».


Комментарии