Фармпроизводителей обязатели наносить цифровой код на лекарства

Отныне фармпроизводители должны наносить на все упаковки медицинских препаратов цифровой код, который можно проверить через специальное приложение для смартфона.

Фармпроизводителей обязатели наносить цифровой код на лекарства | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Код уникален, его наносят на упаковку еще на заводе. Одновременно он попадает в систему мониторинга, которая отслеживает весь путь товара: от производства до аптеки.

Предполагается, что такая система защитит от фальсификата как фармрынок, так и пациентов. Любой покупатель может отсканировать код с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак» и получить подтверждение легальности продукции, а также всю информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, состав и даже данные о его возврате предыдущим покупателем, если такое имело место.

Однако, если вдруг какое-то лекарство оказалось без маркировки, следует посмотреть на дату его изготовления. Если оно произведено до 1 июля нынешнего года, то все в порядке. Такие медицинские препараты до истечения срока годности могут продаваться без спецзнаков.

Напомним, что эксперимент по маркировке лекарств стартовал еще в начале 2017 года. С 1 октября 2019 года процедура стала обязательной для препаратов из перечня высокозатратных нозологий, а с 1 июля 2020 года – для всех остальных.

Однако накануне этого срока несколько ассоциаций фармпроизводителей обратились с российскому премьер-министру с просьбой сохранить прежнюю процедуру ввода в оборот немаркированных медикаментов. Они обращали внимание на то, что кодирование может занять несколько месяцев, а еще требуется время на сбор необходимых документов и их регистрацию в информационной системе... Мол, вся эта волокита либо повысит конечную стоимость лекарств, либо приведет к их дефициту.

В свою очередь министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров подчеркнул, что оператор маркировки – Центр развития перспективных технологий – обязан бесплатно, то есть за свой счет, предоставлять коды для препаратов не дороже 20 рублей. «А в дорогом сегменте стоимость маркировки 50 копеек за код просто не имеет значения», – отметил он.

Что же касается предотвращения дефицита, то, по его словам, в России предусмотрен ряд механизмов, которые должны помочь компаниям, не сумевшим по объективным причинам промаркировать отдельные серии препаратов. В частности, иностранные производители могут нанести средства идентификации на свои препараты на таможенных складах, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. Таких складов в России семь. Также российские и иностранные производители могут обратиться в межведомственную комиссию при Росздравнадзоре для получения согласования на ввоз или ввод в обращение лекарственных препаратов без нанесения средств идентификации.

КСТАТИ

Сегодня к системе маркировки лекарств подключены 98% российских и 83% иностранных производителей, представленных в России, почти все бюджетные медорганизации, аптеки и дистрибьюторы. В целом им выдано более 1 млрд кодов.

По данным Минздрава, в обороте находятся более 100 млн упаковок маркированных препаратов. За счет этого, следует из данных Росздравнадзора, оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза.

#аптеки #лекарства #медицина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6750) от 27.08.2020 под заголовком «Код расскажет».


Комментарии