Зодчих подняла тревога. Куда и зачем идет пароход современной архитектуры?

150 практикующих архитекторов всех поколений из российских городов погрузились на «Арх Пароход», чтобы по пути из Петербурга на остров Валаам и обратно с заходом в крепость «Орешек» обсудить тему «Старое и новое». Как итог - выработать и подарить миру манифест современного зодчества.

Зодчих подняла тревога. Куда и зачем идет пароход современной архитектуры? | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Манифест не состоялся. «И это хорошо», - считает Никита Явейн, главный куратор «Арх Парохода-2019». Он говорит, что сейчас не время шумных деклараций. Зато проведенный за полтора дня в режиме «нон-стоп» десяток «круглых столов» (в программе была даже «Учебная тревога») с участием Владимира Григорьева, председателя КГА, и Сергея Макарова, председателя КГИОП, выявили круг проблем, над которым архитекторам придется корпеть в ближайшие годы.

В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Явейн рассказал о тех дискуссиях, в которых он участвовал. При обсуждении темы «Девелопмент в зоне истории: ограничения, не ограничивающие развитие» архитекторы пришли к почти единодушному мнению, что требования надо ужесточать, иначе история исчезнет. Эта же позиция была подтверждена в дискуссии «Гений места. Какую архитектуру принимает историческая застройка?». Причем участники, особенно из столицы, резко критиковали стереотип: «что в Петербурге нельзя, то в Москве - пожалуйста». Видимо, там уже «наелись» башенок и башен.

В гиоповском разговоре «Новая жизнь старых зданий. Технологии на службе истории» главным стал вывод о том, что при любом воссоздании (в частности, обсуждался проект восстановления дачи Николая II в парке «Александрия») необходимо наглядно показывать, где старое, а где - новое.

Кстати, недавно в Санкт-Петербургском союзе архитекторов состоялась конференция «Жилые дома и территории в историческом центре Петербурга. Сохранение и преобразование». Григорьев сообщил на ней, что КГА планирует до конца 2019 года представить в Смольный предложения об увеличении финансирования ремонта исторических зданий - непамятников. Стандартная схема не покрывает расходы даже на проектирование ремонта таких домов. Что касается нового строительства в центре, то председатель КГА считает: лучше не мимикрировать под историческую застройку, не копировать ее приемы.

Еще раньше - к осени 2019 года КГИОП намерен обнародовать адреса 25 - 30 жилых домов-памятников, имеющих сложные фасады, требующие реставрации. Об этом председатель комитета Сергей Макаров сообщил в День реставратора. На этих домах работы поручено вести самому органу охраны памятников. Старт программы намечен на 2021 год. Всего в нее включено 255 домов. Программа рассчитана на 10 лет и потребует 17 млрд рублей. В Петербурге находится почти 1,9 тысячи жилых домов-памятников (для сравнения: в Москве - всего 324). На остальных жилых домах-памятниках, у которых меньше или совсем нет декора, работы по-прежнему останутся в ведении Фонда капитального ремонта Петербурга.

При обсуждении того, какой должна быть современная деревянная архитектура, пассажиры «Арх Парохода» признали, что строгие противопожарные правила не позволяют рассчитывать на ее массовое внедрение. «Круглый стол» «Как это по-русски. Русская национальная идентичность в архитектуре и дизайне» показал: время иронии, похоже, заканчивается. Надо искать национальную идентичность через архитектуру, а не наоборот.

Специальная секция была посвящена проблеме, каким может быть музей архитектуры, как ее там показывать. Это тем более важно, что такой музей предполагается открыть в Петербурге. Но вопрос, «картонные макеты или виртуальная реальность», остался открытым.

Сойдя на берег, архитекторы посмотрели на памятник ленинградского конструктивизма - Водонапорную башню канатного цеха завода «Красный гвоздильщик». Она построена в 1930 - 1931 годах по проекту архитектора Якова Чернихова. Страницы пассажиров «Арх Парохода» в социальных сетях наполнились фотографиями и комментариями: «Ничего лишнего, чистая функция. Идеально».

Между тем здание и сегодня по-прежнему выглядит плохо. Как и ровно 15 лет назад, когда знаменитая Заха Хадид, приехавшая в Петербург на вручение ей престижнейшей Притцкеровской премии (считается нобелевкой в области архитектуры), прежде всего остального поехала посмотреть на шедевр Чернихова... Рядом с ним теперь строится «элитный жилой комплекс», но пока, кроме обещаний девелоперов спасти башню-памятник и приспособить ее для современного использования, нет никаких новостей. Весной башню даже выставляли на продажу, но потом объявление исчезло.

...Манифест современного зодчества не состоялся. Что дальше? На днях в одном из зданий общественного пространства «Севкабель Порт» открылся «Архклуб Materia», который призван стать междисциплинарной площадкой для обсуждения названных и других проблем, в частности, всего, что связано с урбанистикой. Аналог уже существует в Москве. Организаторы сообщили, что клуб создан ни в коем случае не в противовес Союзу архитекторов, а как еще одна возможность для разговора о будущем российской архитектуры.

#архитектура #искусство #дизайн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6476) от 09.07.2019 под заголовком «Зодчих подняла тревога».


Комментарии