«Зиганшин буги, Зиганшин рок…». Как появился музей «Морская Стрельна»
Больше четверти века назад инженер-испытатель с Кировского завода Олег Вареник организовал общественный музей «Морская Стрельна» и с тех пор живет этим делом. Раньше музей находился в здании бывшей спасательной станции возле яхт-клуба, теперь — на Пристанской улице недалеко от часовни Николая Чудотворца. Торжественное открытие экспозиции состоялось в День Стрельны в августе нынешнего года. Дом находится в собственности города, на десять лет он передан в аренду Обществу ревнителей истории.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— Впервые я оказался в Стрельне пятьдесят лет назад, когда получил путевку в расположенный здесь профилакторий Кировского завода. Тут впервые увидел море, вышел на яхте. Начал сюда ездить, и с улицы Шкапина, где я тогда жил, попадал просто в сказочный уголок.
Заинтересовался историей Стрельны. И обнаружил, что про нее практически ни одной книжки! Про Пушкин, Павловск, Петергоф были, а тут — ничего… С начала 1990‑х годов увлекся краеведением. Расспрашивал старожилов, изучал архивные документы. Так и пошло…
Экспонаты собирал — и продолжаю собирать — где только можно. Вот лишь один пример: двадцать лет назад рядом с Большим Стрельнинским дворцом, который совершенно неправильно, на мой взгляд, называют Константиновским, строили «консульскую деревню». В тот год вода отступила, и на берегу залива обнажились части балюстрады с когда‑то стоявшей там приморской дачи балерины Матильды Кшесинской. Я бросился к начальнику стройки: «Привезите ко мне в музей!»… Откликнулись, привезли… Фонари электрического освещения с дачи Кшесинской тоже удалось перетащить.
Дом на Пристанской, где музей находится нынче, сам по себе экспонат. Когда стали делать ремонт, оказалось, что стены — бетонные. Что за чудеса? По всей видимости, дом строили в начале ХХ века одновременно с расположенной рядом часовней Николая Чудотворца, которая была первым культовым сооружением в России, сооруженным из железобетона. Часовню возвели приезжавшие в Стрельну на лето рыбаки-осташи, собирали деньги по подписке. А в этом доме, скорее всего, они хранили охлажденную льдом рыбу.
Потом здесь находилась база ленинградского Арктического училища. Рядом, на Портовом канале, курсанты проходили практику, тут их катера стояли. Затем тут была база Макаровского училища, я даже устроил сюда на работу легендарного стрельнинского жителя Асхата Зиганшина — одного из членов экипажа самоходной баржи «Т-36», которая в 1960 году 49 дней дрейфовала в Тихом океане. Когда‑то его имя было знаменито на всю страну!.. Помните: «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел сырой сапог…»? Хочу в память об этом замечательном человеке установить мемориальную доску на этом доме.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7292) от 08.11.2022 под заголовком ««Зиганшин буги, Зиганшин рок…»».
Комментарии