ЖКХ в законе. Как развестись с жилконторой
Что чаще всего отвечают власти или Жилищная инспекция на жалобы граждан по поводу некачественной работы коммунальной конторы?.. Известное дело: мол, собирайте собрание и выбирайте новую управляющую компанию. Однако на практике сделать это очень даже непросто.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Клоны рождаются от долгов
Сложность процедуры - вещь не случайная, но и не злонамеренная... Ну почти не злонамеренная. Тем самым законодатели встали на защиту интересов управляющих компаний. Было время, когда в зале Госдумы прозвучали такие примерно слова: мол, собственник ныне хитрый пошел, управляющая компания вложит в дом свои средства, подремонтирует его, рассчитывая постепенно покрыть расходы за счет платежей, а граждане возьмут да и сменят ее.
Сегодня эти слова звучат смешно и как-то глупо. Управляющие компании, как известно, предпочитают ничего не делать авансом, а когда собственники спрашивают: «Почему в парадном стены 10 лет не крашены?», отвечают: «Ваш дом в долгах как в шелках, а вы о «косметике» мечтаете?». Денежные взаимоотношения изменились, но собственникам по-прежнему сложно реализовать свое право на выбор.
И все же если в доме есть актив, которому не все равно, и если неподалеку имеется управляющая компания, которая выглядит лучше и краше, то смена управления - дело времени, настойчивости и терпения. Именно такие качества проявляет сейчас актив дома № 124 по Варшавской улице. История показательная и даже в чем-то (да простят жители дома) забавная в своей беззастенчивости и запутанности.
Собственники дома уже примерно два года пытаются уйти из-под своего «Профсервиса». Компании, надо сказать, с богатейшей биографией. По данным ресурса kartoteka.ru, первое упоминание о ней относится к 2006 году. С тех пор фирма 8 раз меняла учредителей, что многовато даже для сферы ЖКХ, где владельцы управляющих компаний и их «генералитет» меняются как перчатки.
К концу 2014 года ООО «УК «Профсервис» накопило неоплатные долги перед тепловиками, и началась долгая процедура его банкротства. А примерно за год до этого, когда компанию уже занесли в «черные» списки супердолжников, вдруг возникло ООО «УО «Профсервис». УК и УО - чувствуете разницу?
УО (управляющая организация) очень быстро - еще при жизни первого «Профсервиса» - заключила договоры на управление его 119 домами: на улице Костюшко, на Варшавской, в Авиагородке, на Ленинском и Московском проспектах... По данным портала «Реформа ЖКХ», все договоры были заключены в один день -
1 мая 2014 года. И, разумеется, все происходило исключительно по решениям собраний собственников, которые практически одномоментно состоялись накануне. Ну что тут скажешь? Одно слово - праздник.
Кстати, только на портале и можно проследить крепкую и однозначную связь двух «Профсервисов»: в качестве ответственного за размещение информации об УК в 2014 году значился Алексей Карамышев (последний собственник компании перед ее банкротством), а в качестве ее руководителя - Андрей Кривоногов, который к тому времени уже являлся собственником УО.
Опостылело!
Но особо насыщенным событиями для обоих «Профсервисов» оказался 2017 год. Kartoteka.ru поведала, что в то время, когда до кончины первого оставались считанные недели, во втором в скоростном режиме менялись владельцы. В марте Кривоногов продал компанию Александру Полукееву, который менее чем через месяц сбыл ее Гранту Агасьяну, соучредителю и генеральному директору ПАО «ГИТ» (публичное акционерное общество «Городские инновационные технологии»).
И стал УО «Профсервис» частью ПАО - огромного холдинга в сфере ЖКХ. Надо сказать, что ГИТ был и остается не слишком люб ни городскому жилищному комитету, ни ВЦКП, ни поставщикам ресурсов... Причина в том, что холдинг, похоже, создан как объект инвестиций и игры на бирже: его акции постоянно переходят из рук в руки, юридические и физические лица мелькают с огромной скоростью. И «Профсервис» не исключение.
Впрочем, люб или не люб кому-то ГИТ и его «винтик», ООО «УО «Профсервис» до сего дня он управляет 122 домами в Московском районе и уже пару раз обновлял свою лицензию.
Собственники дома № 124 по Варшавской улице никогда не делили «Профсервисы» надвое. Для них это одна организация, которая почему-то возродилась после банкротства и ликвидации. К тому же офис управляющей компании долгие годы неизменно пребывал на первом этаже дома: граждане видели, что меняются только начальники, а коллектив остается практически тем же, да и вывеска вроде бы висит бессменно.
- Уже давно мы недовольны работой своей управляющей компании, - рассказал лидер группы активистов Юрий Иванов. - Во-первых, вся это свистопляска с банкротством и автоматическим перевыбором вызвала крайнее недоверие. Во-вторых, уборка, текущий ремонт, благоустройство, как мы считаем, неудовлетворительны. Вызывают недоумение также огромные суммы в квитанциях квартплаты. Причем выяснить причину этого практические невозможно.
Были претензии и у других собственников. Так, одна из жительниц дома рассказала:
- Мы с соседями потребовали нормальной уборки подъезда. Даже были готовы предоставлять уборщикам доступ в «аппендиксы» перед квартирами, которые многие закрыли из соображений безопасности. Но мне отказали в грубой форме, заявив, что убирают, как положено и сколько положено, а «аппендиксы», мол, мы не имели права закрывать.
По существу, данные обстоятельства можно было бы обсуждать. Но по форме!.. Многие жители дома обращают внимание на жесткое общение с собственниками (чтобы не сказать - на «хамство»).
Однако главная причина недовольства и недоверия - деньги. В особенности настораживали граждан начисления за отопление. Количество Гкал, потребленных домом, зашкаливало. При этом, по мнению активистов, компания ничего не сделала ни для внедрения погодного регулирования, ни для объяснений с гражданами.
Соберемся - разберемся?
В декабре 2017 года собственники дома решили: пора расставаться. Нашли преемницу - ООО «Ремэкспосервис»: официальная численность сотрудников - 42 человека, в управлении - четыре (правда, очень больших) дома в Московском районе.
- Когда делегация собственников с Варшавской, 124, пришла ко мне с предложением взять дом в управление, я сказал сразу: сами проводите собрания и контактируйте с Жилинспекцией, а я до фактического решения вопроса пальцем не шевельну, - рассказал генеральный директор «Ремэкспосервиса» Виктор Ласовский. - Мы - ремонтно-строительная компания. Однако профильная работа для нас есть не всегда, поэтому мы и вписались в ЖКХ, чтобы сохранить коллектив специалистов. Так что наша компания не слишком заинтересована в увеличении числа домов в управлении. И вообще предпочтительнее было бы не управлять, а обслуживать. То есть выполнять заказы, а не рулить всеми деньгами. Но отказывать собственникам мы, разумеется, не будем.
В декабре 2017 года состоялось общее собрание. Все было солидно - собрались в школе, пригласили представителей администрации района. Тщательно составили протокол, понесли в Госжилинспекцию. ГЖИ приняла документы и взяла тайм-аут на месяц. Таковы правила: только через месяц после соответствующего решения собственников инспекция вычеркивает дом из лицензии одной компании и вписывает его в лицензию преемницы. Вот и в данном случае - выжидали: и ГЖИ, и собственники.
Был канун нового, 2018-го, года: впереди длинные выходные, общественная жизнь впала в спячку... А вот «Профсервис» не спал. Сразу после праздников, когда граждане вернулись к будничным заботам, в компании заявили, что во время новогодних каникул состоялось еще одно собрание собственников, на котором она вновь была избрана в управляющие.
...В суд пошла сама ГЖИ - опротестовывать январский протокол «Профсервиса». В зале суда прозвучали результаты проверки бюллетеней (всегда бы так!). Выяснилось вот что: за 36 квартир голосовали граждане, которые не имели на то права, потому что не являлись собственниками. А за одну - даже владелец десятой ее части.
После проверки Жилинспекция вычеркнула из протокола площадь квартир, в которых обнаружила нарушения. В итоге получилось, что в голосовании участвовали собственники не 80% площади дома, как утверждали в «Профсервисе», а всего 43%. В общем, кворум исчез, а собрание оказалось неправомочным. Суд встал на сторону ГЖИ.
- После решения суда «Ремэкспосервис», как обещал, подал в ГЖИ соответствующую заявку, но ее отвергли, - рассказывает Юрий Иванов. - А нас известили, что в доме прошло еще одно собрание, на котором граждане якобы выбрали себе в управляющие компанию «Доверие» - тоже составную часть ГИТа, если судить по сайтам этих компаний. Жилинспекция взяла протокол на проверку, вновь отложив внесение изменений в лицензию на неопределенное время. А дом остался в руках «Профсервиса».
И все. Ситуация зависла. И висит до сих пор. Особенно удручает то, что собственники, от которых, по закону, якобы зависит все, вообще не включены в круг посвященных: они понятия не имеют, что происходит с их домом. От отчаяния они теперь организуют митинги у здания районной администрации, ругают в соцсетях постылую контору и пишут обращения губернатору и президенту.
Между тем над УО «Профсервис» сгущаются такие же тучи, как в свое время над УК «Профсервис»: «Водоканалу» недоплатили 110 миллионов, ТГК-1 - около 108 миллионов рублей. Притом что жители 122 домов в совокупности должны своей коммунальной конторе за все жилищно-коммунальные услуги не более 80 миллионов.
Тепловая компания сочла необходимым перевести все дома «Профсервиса» на прямые платежи. К тому же призвал собственников и «Водоканал». Так что не исключено, что впереди у жителей Варшавской, 124 (как и других домов УО), еще одно банкротство и очередная смена учредителя...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6503) от 15.08.2019 под заголовком «Как развестись с жилконторой».
Комментарии