Жители Белоострова выступили против строительства завода в промзоне поселка

Осталось собрать несколько тысяч подписей под петицией, размещенной на ресурсе Change.org. Жители и многочисленные дачники-садоводы Белоострова и его окрестностей надеются, что после этого Смольный, возможно, заметит, насколько они не желают, чтобы поблизости – в промзоне поселка – возвели еще один асфальтобетонный завод.

Жители Белоострова выступили против строительства завода в промзоне поселка | Не стоит забывать, что «Сестрорецкое болото» — особо охраняемая природная территория: самый древний из подобных объектов в Европе. / ФОТО АВТОРА

Не стоит забывать, что «Сестрорецкое болото» — особо охраняемая природная территория: самый древний из подобных объектов в Европе. / ФОТО АВТОРА

«С нас и одного хватит, – отметила председатель СНТ Сестрорецкого инструментального завода Елена Стерхова. – Мы знаем, что такое близость к такого рода производству: то пылит, то пахнет, то гремит».

Завод, которого в Белоострове никто не хочет, давно стал каким-то неприкаянным. Это то самое предприятие, которое местные жители и примкнувшие к ним девелоперы уже несколько лет гонят с Новосельковской улицы в Коломягах, – АБЗ-1. У граждан свои резоны: они не хотят дышать плохим воздухом и обонять асфальто-нефтяные запахи. А строительный бизнес давно уже намекает на то, что заводскую землю неплохо бы освоить, возведя новый ЖК: район становится все более востребованным у новоселов.

Два года назад городские власти нашли было предприятию новое место – промзону «Конная Лахта». Но и там обнаружились недовольные: шум был изрядным. Смольный принял сигнал и занялся дальнейшими поисками места для АБЗ-1. К слову, отныне и самой промзоне «Конная Лахта» отказано в развитии. Комиссия по поправкам в генплан утвердила новую функциональную зону для соседних участков: они отведены под садоводства.

Осенью прошлого года в комитете по промышленной политике выбрали (очень предварительно) другое место: промзону «Белоостров». И – вновь недовольство. Причем к жителям поселка и собственникам окрестных садовых участков подключились... и активисты из Коломяг. Граждане полны решимости не пустить АБЗ «к себе». Для этого и письма пишут, и подписи собирают.

Кроме того, руководители окрестных СНТ обратились к экспертам с просьбой оценить, как скажется наличие уже второго асфальтобетонного завода на состоянии окружающей среды. И группа ученых под эгидой Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей ЭКОМ провела исследование территории промзоны. В группу экспертов вошли семь петербургских ученых: специалисты в гидрологии, ландшафтоведении, флоре и фауне, а также в истории.

Эксперты отметили, что вообще-то с точки зрения действующего генплана Петербурга в промзоне «Белоостров» разрешено размещение производственных объектов II и III классов опасности. То есть асфальтобетонный завод с его вторым классом опасности вполне может там находиться. Но...

Размер санитарно-защитной зоны для таких предприятий составляет 500 метров (утверждая это, специалисты опираются на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Между тем, как подчеркивают эксперты, промзона «Белоостров» расположена практически вплотную к заказнику «Сестрорецкое болото». Расстояние до его границы составляет... от 85 до 30 метров. Следовательно, без принятия особых природоохранных мер размещение АБЗ в этом месте не только нежелательно, но и запрещено санитарными нормами. Слишком велик риск вредного воздействия на реликтовое болото с его уникальной экосистемой.

Собственно, о риске и говорить-то не приходится: тут без колебаний и предположений можно отметить, что работа предприятия самым негативным образом отразится на состоянии заказника. Эксперты поясняют, почему это так. Штука в том, что территория промзоны имеет слабый наклон в сторону болота. Грунтовые воды здесь находятся слишком близко от поверхности земли, а то и выходят наружу. То есть вода будет смывать в заповедное болото все, что попало на почву промзоны.

Кроме того, исследователи обнаружили на местности естественный водоток (ручей), который не помечен ни на одной карте. Течет он, как нетрудно догадаться, тоже в болото. Эксперты напомнили, что Водный кодекс РФ запрещает создавать участки земли (для продажи или аренды), на которых имеются постоянные водотоки. А здесь – в промзоне – такие участки есть.

В экспертном отчете также содержится напоминание (в качестве вишенки на торте), что промзона заняла часть территории Карельского укрепрайона (КаУР), «захватив» два дота. Оба – охраняемые объекты. Это исторические артефакты. Однако наличие в промзоне сооружений КаУРа имеет также отчетливое экологическое значение: рвы, хоть и изрядно заросшие и обрушившиеся, все же являются искусственными руслами для все тех же загрязненных стоков, которые все также «впадают» в Сестрорецкое болото.

«Благодаря совокупности гидрологических условий сток поверхностных и подземных вод с исследуемой территории направлен в сторону заказника. Поскольку болота являются естественными «накопителями» поступающей в них воды вместе с содержащимися в ней веществами, в случае попадания в Сестрорецкое болото значительного количества веществ-загрязнителей последние будут в нем накапливаться, что существенно изменит гидрохимический режим охраняемого болотного массива». Таково заключение группы экспертов.

С материалами исследования ознакомились и в комитете по природопользованию, и в комитете по промышленной политике. Ничего пока не ответили. Вернее, ответы активистам Белоострова сводились к краткому «еще ничего не решено, думаем».

Тем временем сам асфальтобетонный завод – вернее, группа компаний «АБЗ-1» – активно создает себе имидж экологичного предприятия, открытого для общения с гражданами. Всех приглашают к себе в Коломяги на экскурсию, показывают производство, поясняют, как у них там все работает-вертится. Посетителей водят в лабораторию, где при них анализируют состав асфальта, показывают им образцы, знакомят с технологиями. К примеру, специалисты предприятия рассказали, какой восторг вызвал у школьников-экскурсантов «резиновый» асфальт, который способен самостоятельно выравниваться после сильного сжатия. В производстве такого асфальта (пока экспериментального) используют старые шины, измельченные в крошку...

И здесь хочется сказать «стоп». Подобные технологии, с одной стороны, безусловно можно назвать экологичными. Ведь они предполагают вторичное использование материалов, то есть цикличность экономики. С другой стороны – переработка таких отходов требует особых природоохранных мер. Ибо это крайне не безвредно...

#завод #строительство #поселок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7013) от 21.09.2021 под заголовком «Заасфальтировать болото».


Комментарии