Жители Белоострова выступили против строительства завода в промзоне поселка

Осталось собрать несколько тысяч подписей под петицией, размещенной на ресурсе Change.org. Жители и многочисленные дачники-садоводы Белоострова и его окрестностей надеются, что после этого Смольный, возможно, заметит, насколько они не желают, чтобы поблизости – в промзоне поселка – возвели еще один асфальтобетонный завод.

Жители Белоострова выступили против строительства завода в промзоне поселка | Не стоит забывать, что «Сестрорецкое болото» — особо охраняемая природная территория: самый древний из подобных объектов в Европе. / ФОТО АВТОРА

Не стоит забывать, что «Сестрорецкое болото» — особо охраняемая природная территория: самый древний из подобных объектов в Европе. / ФОТО АВТОРА

«С нас и одного хватит, – отметила председатель СНТ Сестрорецкого инструментального завода Елена Стерхова. – Мы знаем, что такое близость к такого рода производству: то пылит, то пахнет, то гремит».

Завод, которого в Белоострове никто не хочет, давно стал каким-то неприкаянным. Это то самое предприятие, которое местные жители и примкнувшие к ним девелоперы уже несколько лет гонят с Новосельковской улицы в Коломягах, – АБЗ-1. У граждан свои резоны: они не хотят дышать плохим воздухом и обонять асфальто-нефтяные запахи. А строительный бизнес давно уже намекает на то, что заводскую землю неплохо бы освоить, возведя новый ЖК: район становится все более востребованным у новоселов.

Два года назад городские власти нашли было предприятию новое место – промзону «Конная Лахта». Но и там обнаружились недовольные: шум был изрядным. Смольный принял сигнал и занялся дальнейшими поисками места для АБЗ-1. К слову, отныне и самой промзоне «Конная Лахта» отказано в развитии. Комиссия по поправкам в генплан утвердила новую функциональную зону для соседних участков: они отведены под садоводства.

Осенью прошлого года в комитете по промышленной политике выбрали (очень предварительно) другое место: промзону «Белоостров». И – вновь недовольство. Причем к жителям поселка и собственникам окрестных садовых участков подключились... и активисты из Коломяг. Граждане полны решимости не пустить АБЗ «к себе». Для этого и письма пишут, и подписи собирают.

Кроме того, руководители окрестных СНТ обратились к экспертам с просьбой оценить, как скажется наличие уже второго асфальтобетонного завода на состоянии окружающей среды. И группа ученых под эгидой Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей ЭКОМ провела исследование территории промзоны. В группу экспертов вошли семь петербургских ученых: специалисты в гидрологии, ландшафтоведении, флоре и фауне, а также в истории.

Эксперты отметили, что вообще-то с точки зрения действующего генплана Петербурга в промзоне «Белоостров» разрешено размещение производственных объектов II и III классов опасности. То есть асфальтобетонный завод с его вторым классом опасности вполне может там находиться. Но...

Размер санитарно-защитной зоны для таких предприятий составляет 500 метров (утверждая это, специалисты опираются на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Между тем, как подчеркивают эксперты, промзона «Белоостров» расположена практически вплотную к заказнику «Сестрорецкое болото». Расстояние до его границы составляет... от 85 до 30 метров. Следовательно, без принятия особых природоохранных мер размещение АБЗ в этом месте не только нежелательно, но и запрещено санитарными нормами. Слишком велик риск вредного воздействия на реликтовое болото с его уникальной экосистемой.

Собственно, о риске и говорить-то не приходится: тут без колебаний и предположений можно отметить, что работа предприятия самым негативным образом отразится на состоянии заказника. Эксперты поясняют, почему это так. Штука в том, что территория промзоны имеет слабый наклон в сторону болота. Грунтовые воды здесь находятся слишком близко от поверхности земли, а то и выходят наружу. То есть вода будет смывать в заповедное болото все, что попало на почву промзоны.

Кроме того, исследователи обнаружили на местности естественный водоток (ручей), который не помечен ни на одной карте. Течет он, как нетрудно догадаться, тоже в болото. Эксперты напомнили, что Водный кодекс РФ запрещает создавать участки земли (для продажи или аренды), на которых имеются постоянные водотоки. А здесь – в промзоне – такие участки есть.

В экспертном отчете также содержится напоминание (в качестве вишенки на торте), что промзона заняла часть территории Карельского укрепрайона (КаУР), «захватив» два дота. Оба – охраняемые объекты. Это исторические артефакты. Однако наличие в промзоне сооружений КаУРа имеет также отчетливое экологическое значение: рвы, хоть и изрядно заросшие и обрушившиеся, все же являются искусственными руслами для все тех же загрязненных стоков, которые все также «впадают» в Сестрорецкое болото.

«Благодаря совокупности гидрологических условий сток поверхностных и подземных вод с исследуемой территории направлен в сторону заказника. Поскольку болота являются естественными «накопителями» поступающей в них воды вместе с содержащимися в ней веществами, в случае попадания в Сестрорецкое болото значительного количества веществ-загрязнителей последние будут в нем накапливаться, что существенно изменит гидрохимический режим охраняемого болотного массива». Таково заключение группы экспертов.

С материалами исследования ознакомились и в комитете по природопользованию, и в комитете по промышленной политике. Ничего пока не ответили. Вернее, ответы активистам Белоострова сводились к краткому «еще ничего не решено, думаем».

Тем временем сам асфальтобетонный завод – вернее, группа компаний «АБЗ-1» – активно создает себе имидж экологичного предприятия, открытого для общения с гражданами. Всех приглашают к себе в Коломяги на экскурсию, показывают производство, поясняют, как у них там все работает-вертится. Посетителей водят в лабораторию, где при них анализируют состав асфальта, показывают им образцы, знакомят с технологиями. К примеру, специалисты предприятия рассказали, какой восторг вызвал у школьников-экскурсантов «резиновый» асфальт, который способен самостоятельно выравниваться после сильного сжатия. В производстве такого асфальта (пока экспериментального) используют старые шины, измельченные в крошку...

И здесь хочется сказать «стоп». Подобные технологии, с одной стороны, безусловно можно назвать экологичными. Ведь они предполагают вторичное использование материалов, то есть цикличность экономики. С другой стороны – переработка таких отходов требует особых природоохранных мер. Ибо это крайне не безвредно...

#завод #строительство #поселок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7013) от 21.09.2021 под заголовком «Заасфальтировать болото».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.