Осада районного масштаба. Проблемы квартала СУН-16 в Невском районе

Недалеко от центра города - две трамвайные остановки от станции метро «Новочеркасская» - находится квартал, официально названный СУН-16. Аббревиатура расшифровывается «Севернее Улицы Новоселов». Квартал ограничен Дальневосточным проспектом, улицами Коллонтай, Зольной, Складской и Союзным проспектом. Его застройка, начавшаяся в 2010 году, еще не завершена. Но в девяти пятнадцатиэтажных домах бюджетного строительства, которые почти заселены, в коммерческих ЖК сегодня проживают 18 тысяч человек.

Осада районного масштаба. Проблемы квартала СУН-16 в Невском районе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Среди них большинство граждан, которым предоставлено жилье на условиях социального найма. Это ветераны, люди с ограниченными возможностями, то есть инвалиды разного возраста, многодетные семьи, бывшие детдомовцы. Понятно, что незавершенная стройка связана с неудобствами. Но когда она приобретает затяжной характер, это уже не неудобства, а проблемы, с которыми мириться невозможно.

Жильцы новостройки и не мирятся, направляя письма в разные инстанции, в том числе и самые высокие. И из полученных ответов уже могут сделать выставку, дав ей жесткое название. Мы даже знаем, какое, хорошо понимая, что оно может вызвать неоднозначную реакцию. Это слово - «блокада». И хотя применительно к нашему городу использовать его сегодня некорректно, что делать, если оно точно отражает суть проблем населения СУН-16. Действительно, эти жители Невского района оказались как в транспортной, так и в социальной блокаде, которая к тому же обременена неблагополучной экологической ситуацией.

Начнем с первой. Из квартала зачастую не выехать и в него не въехать. Асфальтированная дорога всего одна - на Дальневосточный проспект, который большую часть суток забит транспортом. В час пик, чтобы вырваться из пробки, может потребоваться более получаса. В узком горлышке проезда застревают все, вплоть до «скорой». Впрочем, после настойчивых просьб жителей здесь недавно сделали временную насыпную дорогу с выездом на улицу Бадаева. Но она, особенно сейчас, не подходит для легкового транспорта. Ею пользуются в основном строители и, по словам жителей, теперь еще и водители самосвалов, которые самовольно сбрасывают на территорию квартала собранный на магистралях Невского района снег.

Решение транспортной проблемы СУН-16, если судить по официальным ответам, связывают с достройкой Союзного проспекта, которую не могут завершить с 2014 года. Подрядчики по разным причинам менялись здесь чуть ли не ежегодно. Ныне принято решение «о необходимости проведения обследования и корректировки проектно-сметной документации с прохождением экспертизы. Ориентировочный срок завершения работ по строительству Союзного проспекта - IV квартал 2020 года», ответили редакции в администрации Невского района. Только тогда, конечно, если срок в очередной раз не нарушат, будет создана в СУН-16 транспортная инфраструктура, в том числе внутренние дороги.

Это значит, что ученикам недавно открывшейся школы № 691 еще два года придется ходить на занятия по временным деревянным мосткам, проложенным через пустырь. Между прочим, школа эта находится в соседнем квартале - СУН-19, а своя пока строится. И только через два года разрешится еще одна ну просто анекдотическая ситуация. В 2016 году на Союзном пр., 12, был возведен торговый центр, который не проработал... ни одного дня. Из-за отсутствия дорог в него не подвезти товары. И особый контингент квартала, люди, которым наше государство ежедневно обещает и внимание, и заботу, на костылях или с малыми детьми ходят за продуктами в дальние торговые точки. В своем квартале продукты купить негде.

А Ивану Васильевичу, который живет на Союзном уже три года, за хлебом и прочим приходится ездить... на инвалидной коляске. И не всегда это путешествие проходит удачно, потому что на его транспорте невозможно «перешагнуть» через канавки и высокие поребрики, что установили здесь дорожники. Как-то не подумали, что в квартале, где в основном жилье социальное и не все жильцы мобильны, необходимо учитывать и такую «мелочь». Вот и проектировщики, оказывается, тоже просчитались: забыли заложить в план благоустройства зеленые и прогулочные зоны. Но когда мы поинтересовались у Ивана Васильевича, до инвалидности работавшего на одном из предприятий электриком, как ему здесь живется, он ответил коротко: «Дареному коню в зубы не смотрят». Действительно, льготники и очередники, получившие в СУН-16 квартиры, избегают критиковать свое новое житье-бытье, и понять их можно. Они до смерти рады тому, что теперь у них есть. Те же, кто жилье приобрел на кровные или взял в ипотеку, с недостатками мириться не собираются.

- Многое нужно решить, чтобы здесь именно сейчас, а не в далекой перспективе была налажена нормальная жизнь. А пока у обитателей квартала нет даже понимания, что будет тут по окончании строительства, - говорит инженер Александр Плахотный, поселившийся здесь с семьей год назад. - Надо составить новый актуальный план застройки квартала с последующим его обсуждением на общественных слушаниях. Например, возьмем такой факт. Здесь запланировано строительство пяти многоэтажных паркингов. А они нужны в таком количестве, учитывая возможности населения квартала? Уверен - можно обойтись двумя: один разместить на пересечении Еремеева и Складской улиц, второй - на пересечении Союзного проспекта и улицы Коллонтай. Близость коммерческого жилья обеспечит им хорошую заполняемость. На месте остальных предполагаемых паркингов возвести поликлинику, многофункциональный центр с почтой, банком, службами быта, библиотекой, кинотеатром. А еще кварталу необходим детский досуговый центр с кружками и спортплощадками и особенно специализированный спортивно-оздоровительный комплекс для реабилитации инвалидов - раз уж им были целенаправленно выделены квартиры именно в этом квартале. И пора наконец убрать находящиеся севернее нашего квартала золоотвалы ТЭЦ-2.

От школы, которая строится в этом квартале, до курганов из золы всего 400 метров. Сейчас их прикрыл снег, а летом токсичную золу разносил по округе ветер - зеленых насаждений здесь почти нет. Когда в середине 1980-х свалка из золы, строительного мусора и бытовых отходов вдоль Дальневосточного проспекта была прикрыта, тут построили несколько гаражных кооперативов без рекультивации территории. Под ногами людей и колесами машин были спрессованная зола и черные лужи. Знаю по своему опыту - имела тут гараж. Потом над собственниками боксов нависла угроза: нам сказали, что гаражи снесут, поскольку здесь намечено жилищное строительство. Протестуя, мы заказывали экспертизы, которые подтверждали нежелательность такого строительства, так как жизнь на золоотвалах могла навредить здоровью людей. И все же проиграли.

Перед застройкой квартала большая часть золы была вывезена. Работы по рекультивации грунта проводились в 2009 году за счет городского бюджета, но не были закончены полностью. Десять лет - достаточный срок, чтобы определиться, что делать с токсичными курганами. Есть предположение, что ими займутся, когда эту территорию тоже решат использовать под строительство жилья. Но обитатели соседних с золоотвалами кварталов СУН-16 и СУН-17 хотели бы видеть на их месте парковую зону. Только с решением этой и вышеназванных проблем квартал станет по-настоящему пригодным для жизни.

#город #транспорт #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6364) от 23.01.2019 под заголовком «Жить с видом на курган».


Комментарии