2Vtzqv4Hz9U

Жильцы коммуналки на Колокольной жалуются на арт-пространство в их квартире

Квартиру 50 в доме 302-бис, где обитали Степа Лиходеев и Миша Берлиоз, автор романа «Мастер и Маргарита» назвал нехорошей. Отсюда пропадали жильцы, по лестницам ходили какие-то странные типы. Здесь, раздвинув пространство, организовал свой бал Сатана. Произошло это, когда Берлиоз уже отправился в мир иной, а Лиходеев – в Ялту... Эх, не знал Булгаков, что такое настоящая нехорошая квартира!

Жильцы коммуналки на Колокольной жалуются на арт-пространство в их квартире | За украшенными майоликой стенами дома-пряника на Колокольной кипит жизнь в жанре фантасмагории. / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

За украшенными майоликой стенами дома-пряника на Колокольной кипит жизнь в жанре фантасмагории. / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Пределы одной из коммуналок дома № 11 по Колокольной улице никто не раздвигал. А балы проходят здесь прямо в присутствии соседей. Как говорится, невзирая на лица. Три из девяти комнат превращены в арт-пространство, где периодически проходят концерты, творческие встречи и экскурсии. Собственница трети жилплощади Ольга П. (личность, похоже, чрезвычайно творческая) активно зазывает посетителей через соцсети и сайты частных гидов.

До поры до времени квартира значилась частью большого экскурсионного маршрута по коммуналкам Центрального района, по которому гиды-индивидуалы под руководством некоего Ивана водили туристов. «Босс» сообщал, что вообще-то численность группы экскурсантов – 20 человек (можно с детьми), но в условиях пандемии ее приходится сокращать. Цена – 1 тысяча рублей с носа. Со скидкой – 800 рублей. Длительность – 2 часа... (В скобках стоит сказать, что по договоренности с собственниками жилья компания Ивана платит им проценты с выручки.)

Какие же чудные были отклики! Вот, к примеру, слова некой Марины: «Была на экскурсии по питерским коммуналкам. Великолепно! Показано по нарастающей от самых жутких условий коммунального житья к самым хорошим. Кроме того, можно представить историю дома от начала до нынешнего времени, рассмотреть сохранившиеся детали интерьеров, высоченные потолки, лепнину, витражи даже в самых запущенных квартирах»...

...Представьте себе: идете вы по коридору своей давно не ремонтированной квартиры в халате и тапочках на босу ногу. На плече полотенце, в руках кастрюлька. А навстречу вам – экскурсия: десяток о-о-очень доброжелательных людей, которые приветливо здороваются, с интересом заглядывая в кастрюльку.

Однако у вас не только не спросили разрешения на это вторжение, но и не предупредили о нем. И уж, конечно, даже не заикнулись о том, чтобы поделиться прибылью. Хотя бы из вежливости! Напрашивается предположение, что свои полноценные проценты получала лишь одна собственница. А все остальные жители были деталями антуража, движущимися восковыми персонами.

Недавно на страничке своего арт-пространства в соцсети Ольга П. сообщила, что намерена отказаться от услуг сторонних гидов и будет собирать плату с экскурсантов напрямую, так как деньги нужны... на восстановление интерьеров старого дома. В общем, похоже, бизнес пошел в гору.

Что же восковые персоны – пардон! – соседи? До недавнего времени гласом квартиры и ходатаем по инстанциям была лишь одна собственница – Нина Губанова. Она и только она писала в инстанции, звонила, просила помочь. Остальные, по сути, мирились с напором арт-соседки, терпели завалы чужой одежды в прихожей и толпы посетителей в туалете (в который, кстати, можно попасть только через общую кухню).

Инстанции, похоже, не спешили помочь. Так, заказное письмо, отправленное в Жилищную инспекцию еще в августе, там получили лишь 29 сентября. Около месяца оно валялось невостребованным на почте. Еще месяц на него будут отвечать.

Обращение к муниципальным депутатам было чуть-чуть результативнее. Из МО Владимирский округ в администрацию Центрального района был направлен запрос «в интересах Н. Д. Губановой». Ответил зам. главы района М. Н. Долгополый. Ничего нового не сказал: жилье можно использовать только как жилье; если использовать для работы, то не нарушая права соседей; если «нарушая», то пусть соседи звонят в полицию... И сообщил номер телефона 28-го отдела полиции.

Этот ответ стал для нас официальным документом, – рассказала представитель Нины Губановой адвокат Ирина Осикина. – Когда мы узнали, что в квартире запланирован концерт Сергея Рогожина, то я лично отправила ему это письмо и просьбу отказаться музицировать в коммуналке. Думала, все-таки небезызвестный певец, должен понять. Ответа мы не получили...

А концерт таки состоялся. Ни музыканты, ни зрители (ровно 24 стула) не учли даже тот факт, что в соседней комнате находится больной человек с высокой температурой. Как обычно при таких мероприятиях, верхней одеждой была переполнена прихожая, не пустовал и общий туалет. Зато городские телеканалы рассказали, как славно было петь под гитару и при свечах...

По словам Ирины Осикиной, последней инстанцией, куда они с Ниной Губановой обратились, был Роспотребнадзор. Там вопросом озаботились, однако отметили его сложность. Как сказала Ирина, в Роспотребнадзоре не нашли информации о юридическом лице, которое организует творческую жизнь в коммуналке. Будь лицо таковым, госструктура нашла бы на него управу, а на физическое, увы. (Кстати, база юрлиц kartoteka.ru тоже не располагает никакими данными об арт-пространстве.)

Таким образом, с юридической точки зрения один из собственников квартиры просто-напросто приглашает к себе гостей – имеет право! А тот факт, что гости приходят в чрезмерном количестве... Так друзей много. Что гитара и пение... Есть такая традиция в Петербурге – Ленинграде – устраивать квартирники. Скажите спасибо, что не в общей кухне!

P. S. Разобщенность – это то, что делает граждан уязвимыми. Разобщенные, они становятся жертвами решительных людей, которые не озабочены правами соседей, которые берут в расчет лишь собственные интересы. Как там в песне? Смелость города берет? Особенно если горожане сидят по норам.

Вот и в этой истории – то же. Восемь собственников не смогли (не захотели, побоялись, поленились, не стали связываться) противостоять одному. Не стали сообща вмешиваться ни тогда, когда в квартире происходила перепланировка (из трех своих комнат Ольга П. сделала две), ни когда открылось арт-пространство. Быть может, хоть теперь граждане найдут в себе силы объединиться и начать наконец защищать свои права на нормальную жизнь?


#арт-пространство #борьба #жители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Восковая персона соседа».


Комментарии