Ждём нового рекорда. В городе на Неве стартовала речная круизная навигация

Речная круизная навигация нынешнего года, стартовавшая в Петербурге накануне Первомая, в длящемся до середины ноября сезоне обещает стать одной из самых успешных в истории отрасли. И если в 2024‑м, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в круизы по рекам страны отправились около 750 тысяч туристов, то в этом году их количество вполне может перешагнуть недосягаемую прежде знаковую отметку 800 тысяч человек.

Ждём нового рекорда. В городе на Неве стартовала речная круизная навигация | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Предпосылки для этого есть. Организаторы круизов довольны: значительная часть туров по воде уже продана, а на «высокие» летние даты наблюдается даже дефицит свободных мест. Да и общая статистика обнадеживает: в целом за сезон по российским рекам и водоемам предполагается выполнить около 7 тысяч круизов, которые будут стартовать из 40 городов. А на маршруты выйдут 105 теплоходов — это практически весь пассажирский флот, который сейчас способен выполнять речные круизы с должным уровнем комфорта.

«Уже сейчас объем забронированных и выкупленных путевок на 15 – 20 % превышает показатели того же периода прошлого года, — отмечает руководитель крупного российского круизного центра Андрей Михайловский. — Все большее число людей бронируют такие поездки заранее. Для нас особенно важно, что среди них подавляющее большинство — те, кто «распробовал» круизы в последние годы». По мнению специалиста, считавшийся раньше почти элитарным вид отдыха постепенно становится все более массовым, и преобладают здесь те, кто из года в год отправляется в путешествие по рекам. На таких россиян, по экспертной оценке, сейчас приходится не менее 70 % от общего потока отправляющихся в круиз. А некоторые из них за один сезон успевают сходить в 2 – 3 круиза.

Как считает заместитель генерального директора одной из профильных компаний Светлана Гончарова, сегодня все большим спросом у путешественников пользуются не полные длительные (а значит, и более дорогие) туры продолжительностью 11 – 14 дней, а их короткие части. Например, обычный круговой тур между двумя российскими столицами, Москвой и Петербургом, довольно долог. Однако сейчас туристам активно предлагают и другой вариант: отправившись из города на Неве, человек сходит с теплохода в Первопрестольной, а обратно домой возвращается на «Сапсане» или самолете. То же самое и на Волге: стартовать в круиз можно практически в любой точке длинного тура по реке (Нижний Новгород, Казань, Самара и пр.), а вернуться другим видом транспорта. Если учесть, что в эту навигацию желающим предлагают круизы продолжительностью от двух до 31 (!) дня, разделить длинные туры на сегменты вполне возможно. Поэтому кто‑то по‑прежнему предпочтет самый массовый в России непродолжительный вариант круиза на остров Валаам из Петербурга. Другой — 5 – 7‑дневный тур по городам Золотого кольца (Ярославль, Углич, Плес, Мышкин, Кострома, Калязин). А третий отправится по круговому маршруту в 31‑дневное путешествие по воде между Москвой и Астраханью. Однако желающих участвовать в длительных круизах все же не так много: из почти 600 выполняемых в эту навигацию из Петербурга, например, двухнедельных и более — менее десятка. А вот из Казани таких втрое больше. Кстати, этот город в последнее время пользуется большой популярностью именно в качестве пересадочного пункта, поскольку из него удобно отправляться в круизы как на юг вплоть до Астрахани, так и на север на Соловецкие острова.

Еще одна примета нашего времени на круизных теплоходах — заметное омоложение среднего турис­та. «Дело в том, что теперь многие операторы теплоходов предлагают собственные концепции развлечений и питания на борту, — информируют специалисты. — Да и размещение гостям предоставляют любого уровня комфорта». Например, оператор одного из теп­лоходов в этом сезоне разработал для туристов 12 (!) тематических сценариев времяпрепровождения, которые практически не повторяются в течение всего круиза. Проводят блиц-игру «Узнай шедевр». Квиз «Ценители прекрасного». Арома-лото. Мастер-класс по игре на ложках. Караоке по‑русски «Щас спою!». Чемпионат по русскому лото. Розыгрыш «Тайна сокровищ помещика». А еще — дневные шоу, концерты, танцы и кино под открытым небом… Не говоря уже о том, что в каждом городе маршрута все это сопровождается большой наземной экскурсионной программой, а на завтраке гостей встречают богатым шведским столом, который можно сопроводить даже бокалом шампанского…

В результате вместо типичного ранее для речных круизов контингента в виде скучающих кавалеров и дам серебряного возраста на российских речных теплоходах становится все больше семей с разновозрастными детьми. А также молодых людей, готовых к интересным приключениям и приятным встречам.

«Молодую аудиторию на теплоходы особенно привлекает наличие целой системы развлечений на борту, когда люди постоянно заняты чем‑то интересным», — считают эксперты.

Что касается цен, то они сильно зависят от класса теплохода, категории каюты и наполнения конкретной программы. Например, сутки пребывания в круизе экономкласса могут обходиться в 5 – 6 тыс. рублей на человека. А в люксе — и более 20 тысяч… Причем один и тот же тур вполне может стоить совсем разных денег — многое зависит от уровня спроса, дат и ряда иных причин.

Что может подпортить речной круизный сезон? Погода. Дело в том, что в реках европейской части России из‑за аномально малоснежной зимы 2025‑го уровень воды может опуститься до исторического минимума. Водность Волжско-Камского каскада в нынешнем году, например, обещает составить лишь 70 % от нормы. И поэтому вопрос о том, как летом будет происходить пассажирское судоходство на Волге, Каме и других реках и водохранилищах, пока открыт. Но если дожди пройдут вовремя и водоемы наполнятся — не за горами и рекордные для речной круизной отрасли показатели.

Впрочем, на Северо-Западе с водой все в порядке — в нашем регионе вся круизная программа, запланированная на сезон, однозначно будет выполнена. Во всяком случае первый заместитель — капитан Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей Даниил Гладков в этом не сомневается. «Круизный туризм в нашем городе пользуется спросом — полагаем, что в текущем году пассажиров у нас будет еще больше, чем в навигацию 2024‑го», — говорит он. Поэтому вполне вероятно, что и количест­во заходов речных круизных судов в Петербург (в 2024‑м их было 445), и число доставленных ими путешественников (около 185 тыс. человек) в эту навигацию вырастет. К тому же маловодье в цент­ральной России может быть нам на руку, поскольку часть путешественников способны переориентироваться на круизы, осуществляемые по полноводным рекам и водоемам Северо-Запада.

Читайте также:

Идём на новый рекорд. В Петербурге официально стартовала навигация по рекам и каналам

Пристанище на варяжском пути: в Карелии появится новый речной причал


#круизы #навигация #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7906) от 14.05.2025 под заголовком «Круизы остаются на плаву».


Комментарии