Зеленый выходит на линию. Из чего состоит «трамвайная» учеба?

Только за последние месяцы Горэлектротранс получил семь трамваев нового поколения «Витязь-М». С каждым разом техника приходит сюда все более сложная. И хотя для начинающих водителей есть тренажер, обучение на «живом» транспортном средстве ничего не заменит. Но необязательно сразу садиться в кабину суперновинки: петербургских трамвайщиков теперь будут готовить на учебном вагоне, не уступающем по комплектации своему современному двойнику.

Зеленый выходит на линию. Из чего состоит «трамвайная» учеба? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В каждом трампарке имеется учебный вагон, а где-то и не один. Увидев их на городских улицах, где будущие вагоновожатые проходят стажировку, ошибиться невозможно: в отличие от обычных вагонов все они зеленого цвета. Как шутят трамвайщики, в полном соответствии с квалификацией новичков.

Но полным набором функций, присущих современным трамваям, обладает только последний, одиннадцатый по счету, «учитель» на колесах. Умельцы из трамвайного парка № 1, что на Московском проспекте, сотворили его на основе старой модели ЛМ-99АВ, которую выпускали некогда в Ленинграде на трамвайном заводе. И эту «Пчелку», как окрестили ее транспортники, очевидно, за способность быстро разгоняться, теперь не узнать.

Они установили в вагоне бортовую информационную систему и шесть камер видеонаблюдения. Смонтировали оборудование, позволяющее записывать и воспроизводить потом на экране весь ход обучения. Не забыли приладить аппарель для инвалидных колясок, ведь такие откидные платформы имеются теперь в любом современном трамвае.

Словом, оснастили вагон, что называется, по последнему слову. Заглянешь в кабину водителя - глаза разбегаются от множества кнопок, рычажков, датчиков. Один небольшой монитор показывает секторы, которые окидывают «взором» зоркие видеокамеры. На другом мелькают цифры: электроника выводит сюда самые важные параметры - скорость движения, напряжение в сети, положение дверей и др.

Рядом с креслом водителя оборудовано рабочее место инструктора. Тот имеет дополнительный пульт для имитации нештатной ситуации (заклинило двери, упало напряжение и т. д.), с которой обучаемый «школяр» должен быстро и должным образом справиться. А в салон трамвая вместили... учебный класс - с монитором и шкафом для пособий, - где после тренировочной езды можно осуществлять «разборы полетов».

- Многие думают, что управлять трамваем проще простого: сел и поехал, - говорит Михаил Окулов, один из опытных водителей-наставников предприятия. - Но ведь это своего рода подвижная электроустановка, начиненная сложным электрическим, механическим, пневматическим оборудованием, которое нужно хорошо знать. Окунувшись в эти технические премудрости, немало новичков покидают учебно-курсовой комбинат, недоучившись.

В последние годы водить трамваи по улицам Петербурга стало особенно сложно, сетует Михаил. Выделенных полос для трамваев и троллейбусов мало, транспортные потоки непрерывно растут. Да еще многие водители легковых машин портят трамвайщикам жизнь: не уступают дорогу, как положено, подрезают. Нервно сигналят, когда «рогатый» транспорт притормозит у перекрестка с так называемой мертвой зоной...

Как вести себя в непростых ситуациях, чтобы, не попав в аварию, обеспечить пассажирам безопасную и комфортную поездку, на предприятии тоже учат. Используя при этом учебную технику.

- Новичок проходит «курс молодого бойца» за партами учебно-курсового комбината Горэлектротранса, познает все в теории, - поясняет Виктория Толстикова, руководитель этого подразделения. - А затем получает первые навыки, садясь за тренажер с эффектом виртуальной реальности...

По сути, это компьютерная система, имитирующая движение на электротранспорте по реальным петербургским маршрутам (наша газета о таком тренажере рассказывала), которая не имеет в России аналогов. Наездив на учебном трамвае положенные 154 часа, по четыре часа в день на протяжении месяца с лишним, водитель-курсант сдает экзамен представителям Госавтоинспеции (общий курс обучения длится пять с половиной месяцев).

Получив же права, он отправляется на линию в сопровождении аса-наставника. И только после этого, убедившись, что уж точно «созрел», человеку доверяют самостоятельно управлять пассажирским электрическим транспортом.

За десять месяцев нынешнего года такую подготовку на предприятии прошли и сдали экзамен свыше 200 трамвайщиков.

#трамвай #водители #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Зеленый выходит на линию».


Комментарии