Зеленый выходит на линию. Из чего состоит «трамвайная» учеба?

Только за последние месяцы Горэлектротранс получил семь трамваев нового поколения «Витязь-М». С каждым разом техника приходит сюда все более сложная. И хотя для начинающих водителей есть тренажер, обучение на «живом» транспортном средстве ничего не заменит. Но необязательно сразу садиться в кабину суперновинки: петербургских трамвайщиков теперь будут готовить на учебном вагоне, не уступающем по комплектации своему современному двойнику.

Зеленый выходит на линию. Из чего состоит «трамвайная» учеба? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В каждом трампарке имеется учебный вагон, а где-то и не один. Увидев их на городских улицах, где будущие вагоновожатые проходят стажировку, ошибиться невозможно: в отличие от обычных вагонов все они зеленого цвета. Как шутят трамвайщики, в полном соответствии с квалификацией новичков.

Но полным набором функций, присущих современным трамваям, обладает только последний, одиннадцатый по счету, «учитель» на колесах. Умельцы из трамвайного парка № 1, что на Московском проспекте, сотворили его на основе старой модели ЛМ-99АВ, которую выпускали некогда в Ленинграде на трамвайном заводе. И эту «Пчелку», как окрестили ее транспортники, очевидно, за способность быстро разгоняться, теперь не узнать.

Они установили в вагоне бортовую информационную систему и шесть камер видеонаблюдения. Смонтировали оборудование, позволяющее записывать и воспроизводить потом на экране весь ход обучения. Не забыли приладить аппарель для инвалидных колясок, ведь такие откидные платформы имеются теперь в любом современном трамвае.

Словом, оснастили вагон, что называется, по последнему слову. Заглянешь в кабину водителя - глаза разбегаются от множества кнопок, рычажков, датчиков. Один небольшой монитор показывает секторы, которые окидывают «взором» зоркие видеокамеры. На другом мелькают цифры: электроника выводит сюда самые важные параметры - скорость движения, напряжение в сети, положение дверей и др.

Рядом с креслом водителя оборудовано рабочее место инструктора. Тот имеет дополнительный пульт для имитации нештатной ситуации (заклинило двери, упало напряжение и т. д.), с которой обучаемый «школяр» должен быстро и должным образом справиться. А в салон трамвая вместили... учебный класс - с монитором и шкафом для пособий, - где после тренировочной езды можно осуществлять «разборы полетов».

- Многие думают, что управлять трамваем проще простого: сел и поехал, - говорит Михаил Окулов, один из опытных водителей-наставников предприятия. - Но ведь это своего рода подвижная электроустановка, начиненная сложным электрическим, механическим, пневматическим оборудованием, которое нужно хорошо знать. Окунувшись в эти технические премудрости, немало новичков покидают учебно-курсовой комбинат, недоучившись.

В последние годы водить трамваи по улицам Петербурга стало особенно сложно, сетует Михаил. Выделенных полос для трамваев и троллейбусов мало, транспортные потоки непрерывно растут. Да еще многие водители легковых машин портят трамвайщикам жизнь: не уступают дорогу, как положено, подрезают. Нервно сигналят, когда «рогатый» транспорт притормозит у перекрестка с так называемой мертвой зоной...

Как вести себя в непростых ситуациях, чтобы, не попав в аварию, обеспечить пассажирам безопасную и комфортную поездку, на предприятии тоже учат. Используя при этом учебную технику.

- Новичок проходит «курс молодого бойца» за партами учебно-курсового комбината Горэлектротранса, познает все в теории, - поясняет Виктория Толстикова, руководитель этого подразделения. - А затем получает первые навыки, садясь за тренажер с эффектом виртуальной реальности...

По сути, это компьютерная система, имитирующая движение на электротранспорте по реальным петербургским маршрутам (наша газета о таком тренажере рассказывала), которая не имеет в России аналогов. Наездив на учебном трамвае положенные 154 часа, по четыре часа в день на протяжении месяца с лишним, водитель-курсант сдает экзамен представителям Госавтоинспеции (общий курс обучения длится пять с половиной месяцев).

Получив же права, он отправляется на линию в сопровождении аса-наставника. И только после этого, убедившись, что уж точно «созрел», человеку доверяют самостоятельно управлять пассажирским электрическим транспортом.

За десять месяцев нынешнего года такую подготовку на предприятии прошли и сдали экзамен свыше 200 трамвайщиков.

#трамвай #водители #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Зеленый выходит на линию».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...