2Vtzqv4Hz9U

Здание мастерской скульптора Михаила Аникушина объявлено КГИОП объектом культурного наследия

Это важный шаг на пути признания памятником архитектуры Ленинграда — Петербурга интересной постройки, имеющей богатую и поучительную историю. Знаменательно, что случилось это в те дни, когда мы отмечаем 80‑летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — в мастерской в Вяземском переулке, 8, Аникушин работал над мемориалом Героическим защитникам Ленинграда.

Здание мастерской скульптора Михаила Аникушина объявлено КГИОП объектом культурного наследия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На месте старой оранжереи

Комплекс «Дом художников», где находятся как мастерские живописцев, графиков и скульпторов, так и их квартиры, был построен на Песочной набережной в 1961 году. Здесь поселились, в частности, Михаил Аникушин со своей супругой и соратником, тоже скульптором, Марией Литовченко. Еще через шесть лет Аникушин вместе с Валентином Каменским, главным в то время архитектором Ленинграда, победили в конкурсе на проект памятника Ленину — открыть его на Московской площади планировалось к 100‑летию вождя пролетариата. Суперсерьезный государственный заказ требовал создания модели памятника в натуральную восьмиметровую величину. И тогда Аникушин, который, по свидетельствам современников, мог легко входить в самые высокие кабинеты, добился того, чтобы ему недалеко от дома, где он жил, построили новую мастерскую с залом высотой 15 метров.

Аникушин2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Сегодня поражает даже не само это обстоятельство, а то, как изящ­но и разумно была решена задача. Место подобрали буквально в трех минутах ходьбы от Дома художников в Вяземском саду, известном петербуржцам с середины XIX века, хотя на городских картах он впервые был отмечен в 1938 году. В годы блокады сад использовался под огороды, как и другие парки и скверы. В самом углу Вяземского сада на месте старой оранжереи в 1969 году и было построено здание мастерской. Аникушин и архитектор Филипп Гепнер из ЛенНИИпроекта продумали все детали — большое окно главной мастерской ориентировано на север, чтобы в зал попадало ровное освещение, стены были отделаны белым кафелем, который препятствует быстрому высыханию влажной глины, используемой при создании моделей скульптур.

Теперь эту мастерскую называют образцом ленинградского модернизма, а тогда она воспринималась как рациональная постройка, где компактно размещены зал для лепки крупноформатных моделей, две малые мастерские Аникушина и Литовченко, а также небольшая гостиная, в которой хозяева встречались с друзьями и коллегами со всего света.

С тех пор это место стало для Аникушина вторым, а может быть, и первым домом. Здесь он работал над монументом Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, памятниками Пушкину на станции метро «Черная Речка» и балерине Галине Улановой в Московском парке Победы, до последних дней жизни трудился над памятником Чехову в Моск­ве. Эта работа заняла в общей сложности 37 лет, памятник был открыт уже после ухода скульп­тора, в 1998 году, и среди многочисленных монументов великому писателю, установленных по всей России, аникушинский — лучший.

До 2003 года в мастерской работала Мария Литовченко, там она создала несколько памятников — поэту Гавриилу Державину, актрисе Марии Савиной. Ее последней работой стал бюст Александра Меншикова, установленный перед Меншиковским дворцом.

От архаики до наших дней

Середина 2000‑х годов была самым сложным временем для бывшей мастерской Аникушина. По разным причинам здание не использовалось, было отключено от инженерных коммуникаций, часть эскизов мастера, выполненных из цветных металлов, пропала. Только в 2005 году мастерская стала филиалом Музея городской скульптуры. Потребовался серьезный ремонт, пришлось приводить в порядок сохранившуюся обстановку мастерской, но совсем не это стало главной проблемой.

Авторитетные музейщики долго спорили, каким должен быть новый мемориальный музей, чтобы он был интересен зрителю XXI века. Одни говорили о необходимости самым тщательным образом воссоздать все, как было при Михаиле Константиновиче. Другие не соглашались, мол, подобная мемориализация будет интересна только тем, кто знал хозяина мастерской, бывал у него в гостях.

В итоге было найдено оптимальное решение — соединить память об Аникушине и создать современный музейно-образовательный центр с пространствами для выставок, мастер-классов, концертов, лекций, чтобы рассказывать в этих стенах, прежде всего семейной аудитории, об истории скульптуры от архаики до наших дней, показывать ее интересные образцы. Выразительный пример подобного гармоничного соединения находится в главном зале — на платформе, движущейся по рельсам, воссоздан каркас, с помощью которого Аникушин лепил модель памятника Ленину. Яма для хранения глины стала использоваться для показа арт-объектов, на стенах появились тексты с размышлениями Аникушина о работе над памятником Пушкину на площади Искусств.

Аникушин3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Музей-мастерская открылся для публики в 2012 году, и полноценная жизнь этого заведения убедительно подтверждает правильность выбора концепции его развития. О том, какие здесь проводятся выставки и мероприятия, регулярно информирует своих читателей и наша газета.

Бескомпромиссный лаконизм решений

Еще за три года до начала работы музея Союз архитекторов Петербурга впервые обнародовал список двадцати зданий, образцов ленинградского модернизма 1960 – 1986 годов. Одни необходимо бережно сохранять, другие — просто спасти от угрозы сноса. В числе первых была и мастерская Аникушина. За прошедшее время список обсуждался на различных площадках, в том числе на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Союз архитекторов предложил тогда такую формулировку для включения здания мастерской Аникушина в список выявленных объектов культурного наследия: «Типологически редкий образец (камерная индивидуальная мастерская, расположенная в отдельно стоящем здании). Своими объемно-пространственной выразительностью, бескомпромиссным лаконизмом архитектурных решений и скромными размерами здание напоминает нам образцы русского авангарда 1920‑х годов, демонстрируя преемственность принципов модернизма. Кроме того, мастерская выдающегося скульптора Михаила Константиновича Аникушина имеет важное мемориальное значение».

Союз архитекторов выступил инициатором включения мастерской в престижный список. Теперь предстоит работа по составлению списка предметов охраны и утверждению охранных обязательств. Музей городской скульп­туры, основная задача которого сохранять мемориальные объекты на улицах и площадях Петербурга, в известном смысле будет охранять сам себя.

Благополучная судьба мастерской Аникушина заставляет вспомнить о двух зданиях из списка, составленного архитекторами. Будущая судьба здания аэровокзала «Пулково-1», построенного в 1973 году по проекту выдающего ленинградского зодчего Александра Жука, вызывает опасения как у градозащитного, так и у профессионального сообщества. Планы по реконструкции аэропорта держатся за семью замками, но время от времени просачивается информация о том, что аэро­вокзал якобы мешает развитию воздушной гавани.

С Финляндским вокзалом, построенным в 1960 году по проекту коллектива во главе с Николаем Барановым, другая история. Не вызывает сомнения градостроительная ценность этого здания, которое держит всю территорию площади Ленина. Но завис вопрос о включении здания в «охранные» списки, а потому на главном фасаде появляется новодельный циферблат, нарушающий авторский вид здания, а делением на два этажа был грубо искажен облик главного зала. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на фотографии советского времени. Пока же нет никаких гарантий, что у Финляндского не появятся новые пристройки внутри и снаружи.


#мастерская #наследие #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7587) от 23.01.2024 под заголовком «Мастерскую взяли под охрану».


Комментарии