Заводская слобода северной столицы. Краевед – о том, чем живет Колпино

Современное Колпино - это не только крупнейший город-спутник северной столицы, не только отдельное внутригородское муниципальное образование, но также город воинской славы и... даже райцентр. Да-да, Колпино - административный центр одноименного района Петербурга. Однако Евгений СИЗЕНОВ, коренной житель здешних мест, председатель одного из колпинских ТСЖ, отмечает, что на современных картах России Колпино отсутствует, в то время как раньше двойной кружочек рядом с Ленинградом на картах был. О том, какие еще особенности есть в промышленном центре, краевед рассказал ведущему раздела «Город в городе».

Заводская слобода северной столицы. Краевед – о том, чем живет Колпино | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Евгений Петрович, вы как местный житель, краевед можете оценить преимущества и недостатки современного Колпина и его предшественника, спутника Ленинграда. В котором из них позитива больше?

- Однозначно позитива в последние годы больше. Успехи в сфере благоустройства, повышение качества работы жилищно-коммунальных служб очевидны. С 2012 года не было ни одной серьезной коммунальной аварии. Идет реконструкция скверов, обустройство внутриквартальных территорий, устройство детских площадок. Как, наверное, и во всем мегаполисе.

Негатива тоже хватает, но он больше связан даже не с действиями властей, а с самими жителями. Где-то хорошую детскую площадку разрушили, где-то только что высаженные туи украли, где-то дома граффити разрисовали и на газонах парковку устроили и так далее. Есть, конечно, претензии и к местной и районной власти. Как и есть, за что их положительно отметить.

- Наверное, есть некоторое негативное отношение колпинцев к развитию инфраструктуры общественного транспорта?

- Да, и не только его. Со строительством Оборонного моста повысилась интенсивность движения по Заводскому проспекту. Мой дом от магистрали метрах в тридцати пяти. Я на себе ощущаю круглосуточный шум. Конечно, посадка деревьев и кустарников должна быть плотнее, ведь интенсивность движения по Заводскому проспекту будет только увеличиваться.

С завершением строительства продолжения Финляндской улицы до Софийской теперь нет утром больших пробок на Колпинском шоссе. Но выезд из Колпина через соседний поселок Тельмана, а это уже Ленинградская область, крайне затруднен. Там проблема имеет очевидное решение, но решать надо с участием властей 47-го региона.

Третий выезд - через Загородную улицу на Петрозаводское шоссе - непредсказуем по времени, поскольку имеет железнодорожный переезд, да и само шоссе подчас забито.

Раньше мы часто ездили в Питер на электричке (до Обухова или Московского вокзала). В советское время она была, пожалуй, основным видом транспортного сообщения с Ленинградом. Сейчас электрички ходят реже, но остаются довольно популярным видом транспорта, хотя и уступают автомобильному. Зато ходят электрички нового поколения - «Ласточки».

- Проблемы транспорта волнуют всех петербуржцев, но перед местными властями встали другие задачи. Колпино - город с относительно высоким уровнем доходов. А значит, его жители требуют соответствующего уровня развития социальной инфраструктуры. Местные чиновники готовы ответить на этот вызов?

- Во многих случаях так и получается. Проблема организации молодежного досуга практически решена, но явно не хватает скейтплощадок. Раньше такая была у кинотеатра «Подвиг», но ее не стало. Глава МО город Колпино Олег Милюта заявлял, что в планах есть ее создание...

Затянулось создание жилого массива «Астрид» на месте сносимых по программе реновации домов 10-го квартала, ограниченного проспектом Ленина, улицами Танкистов, Павловской и Губина. Идет этот процесс лет пятнадцать.

Расселение квартала началось еще до того, как была разработана программа реновации для всего Петербурга. Права на развитие этой площадки застройщик (компания «СПб Реновация») получил в конце 2008 года. Изначально освободить территорию пытались путем признания части домов аварийными. Но поскольку людям грозило переселение в другой район, многие отказались и даже добились отмены аварийности зданий в суде.

Несколько лет шло довольно серьезное противостояние между жителями и застройщиками. Последние все-таки одержали верх: дома, обозначенные под снос, все-таки сломали. В 2013 году здесь начали строить первую очередь жилого комплекса «Астрид», она была сдана спустя два года.

Сейчас в 10-м квартале можно увидеть и заколоченные старые дома, которые до сих пор не снесли, и вновь построенные. На месте некоторых снесенных домов образовались пустыри, что тоже не украшает одну из главных колпинских улиц. В такой ситуации трудно нормально проводить благоустройство. Переходный период, увы, затянулся на годы...

- Каковы предметы гордости колпинцев, их самобытности и оригинальности?

- Мы гордимся тем, что Колпино - город воинской славы и теми событиями, которые стали главным основанием для присвоения этого звания. Гордимся тем, что основателем города был Петр I. Гордимся ролью «Ижорских заводов» и в период Российской империи, и в советское время. Гордимся знаменитыми земляками. У колпинцев есть чувство того, что они рабочий пригород Петербурга в отличие от пригородов - царских резиденций. То есть такой город-труженик. Исторически так и было, но сейчас это уже не совсем так. В неменьшей степени это «спальный» район Петербурга.

- Колпино уже можно назвать городом средней величины. Что это дает горожанам?

- Назвать, конечно, можно, но нам нет смысла разграничивать Колпино и Петербург. Всегда имеет смысл использовать возможности, которые открывает большой город. Вообще Колпино сегодня больше, чем раньше, интегрировано в жизнь северной столицы. Вместе с тем жизнь Колпина сохраняет черты автономности. Для нас Колпино - это Колпино, а Петербург - это «город». Мы говорим «работаю в городе», «поехал в город» и т. п.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лариса БУРИМ, руководитель Музея «Ижорских заводов»:

- Мы гордимся тем, что основателем Колпина, как и Петербурга, был царь-реформатор Петр Великий. Гордимся ролью «Ижорских заводов» и в период Российской империи, и в советское время. Колпинцы считают, что живут в городе-труженике. Ведь Колпино - это рабочий пригород Петербурга в отличие от других пригородов - царских резиденций. И, конечно, гордятся тем, что рабочие «Ижорских заводов» в 1941 году насмерть встали под стенами родного города и не пропустили врага. Это чувство объединяет поколения.

Иван АНТИМОНОВ, директор «СМЦ-Колпино»:

- Недавно было объявлено о расширении географии поставок сделанных в нашем городе бортов думпкаров, востребованных в добывающей промышленности. До конца нынешнего года предприятие изготовит 14 бортов для горно-обогатительного комбината «Карельский окатыш». Борта будут изготовлены из листового и сортового металлопроката, в том числе толстолистового проката стана-5000 в Колпине. Предприятие уже имеет опыт выпуска подобных изделий. В адрес основного заказчика, Оленегорского горно-обогатительного комбината, уже поставлено 38 бортов с усиленной конструкцией инновационного типа.

Марина ГРОМЫКО, педагог, почетный гражданин города Колпино:

- Вся моя судьба связана с Колпином: я переехала сюда в 1963 году из Ленинграда и так полюбила этот город, что вне его чувствую себя просто неуютно. Больше полувека я трудилась учителем истории в колпинских учебных заведениях. Если пересчитать моих выпускников, счет будет идти на многие сотни. Двое из них являются ныне директорами колпинских школ. В 467-й школе мы с учениками активно занимались поисковой работой, разыскивали ветеранов 220-й Гатчинско-Берлинской Краснознаменной отдельной танковой бригады, создали зал боевой славы. Теперь это школьный музей...

#Колпино #краеведение #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6476) от 09.07.2019 под заголовком «Заводская слобода северной столицы».


Комментарии