Завод в Петербурге начнет выпускать узкоколейные трамваи
Калининград и другие российские города с нестандартной трамвайной колеей, ширина которой меньше обычной, смогут обновить свой обветшавший подвижной состав. Невский завод электрического транспорта (входит в компанию «Транспортные системы») скоро начнет выпускать узкоколейные трамваи, производство которых за рубежом свернулось больше десяти лет назад, а в России еще раньше - в первой половине прошлого столетия. Причем отдельные элементы кузова такого низкопольного вагона для уменьшения его веса и пожаробезопасности будут выполнены из алюминиевых сплавов.

Фото: Pixabay / quinntheislander
В Петербурге электрические трамваи курсировали зимой по узкой колее, проложенной на льду Невы, но это был короткий период в начале XX века. Потом узкоколейный городской транспорт исчез не только в Северной столице, его не стало также в Астрахани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Самаре и других крупных городах. Причем кое-где (скажем, в Выборге, Старой Руссе и Пскове), когда перестали ходить такие трамваи, более просторные так и не появились: рельсового пассажирского транспорта там не стало вообще.
Так что к настоящему времени трамваи, использующие пути метровой ширины и снующие по тесным улочкам, на территории России остались лишь в трех городах: Калининграде, Пятигорске и Евпатории. Свой срок они, понятно, давно отслужили, но продолжают ходить по городским маршрутам после очередного ремонта, поскольку заменить этих ветеранов пока нечем.
Одно российское предприятие, специализирующееся на проектировании и строительстве трамвайных вагонов, «Уралтрансмаш», в конце прошлого года, правда, представило свой вариант узкоколейного вагона. Его модель 71-411 даже прошла тестовые испытания в Евпатории. Однако транспортники продолжают раздумывать, брать ее или нет, поскольку проект был реализован по устаревшей технологии: низкопольной, к примеру, там является только центральная часть четырехосного одиночного вагона, а не весь его корпус.
В свою очередь конструкторы «Транспортных систем», разрабатывая модель 71-921 «Корсар», постарались учесть современные требования к подвижному составу (комфорт, безопасность, технические новшества и др.), а также рекомендации Международного союза общественного транспорта.
По словам Андрея Юхненко, коммерческого директора компании, ширина «корсаровского» кузова (2,3 - 2,4 метра) будет немного, на 10 - 20 сантиметров, меньше стандартной, чтобы лучше вписываться в повороты и кривые малого радиуса на пути, проходя такие участки, не снижая скорости и не отрываясь от контактной сети. А кроме того, это позволит снизить боковую качку вагона, неизбежную на узкой колее, и легко расходиться на поворотах встречным вагонам, уверен разработчик.
Спроектировать такую конструкцию стало возможно благодаря особой трамвайной тележке, которую создали и запатентовали инженеры этой компании (впервые она была представлена на международной выставке «Электротранс-2019», состоявшейся год назад в Москве). Но и кроме тележки отдельные узлы и детали трамвая (его концепт-дизайн разработала нижегородская инжиниринговая компания «Фабрика композитов»), по их мнению, представляют интерес.
Интерьер двух- или трехсекционного четырехосного вагона почти целиком будет выполнен из алюминиевых сплавов, не боящихся огня. А специальная конструкция кабины, поглощающая удар, защитит при столкновении с другим транспортом как водителя, так и пассажиров.
Ну и, конечно, в салоне будет то, без чего современный пассажирский транспорт уже невозможно представить: система кондиционирования воздуха, мультимедийные комплексы, розетки для подзарядки гаджетов, Wi-Fi-роутер и прочее.
Конструкторская документация модели 71-921 подготовлена, продолжает Юхненко, а выпускать новый трамвай компания собирается на двух своих площадках — в Твери и Петербурге. Работники первого, тверского, предприятия станут готовить тележки и кузова, устанавливать окна, они же будут отвечать за базовую подготовку интерьера. После этого «полусырой» трамвай отправится в Северную столицу, где будет выполнена оставшаяся часть работ, включая испытания готового вагона и отладку систем.
Опытный образец узкоколейного «Корсара» компания намеревалась презентовать на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2020», которая должна была состояться 7 - 10 июля в Екатеринбурге. Но из-за пандемии сроки пришлось сдвинуть, хотя и ненамного: премьерный показ модели состоится в третьем квартале этого года, обещает разработчик.
Потом намечается запустить серийный выпуск трамвая в объемах, необходимых заказчикам: калининградцам или, скажем, крымчанам. А насытив российский рынок, производитель собирается отправить своего «Корсара» и на экспорт.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6705) от 23.06.2020 под заголовком «В старый Кенигсберг узкоколейкой».
Комментарии