Завершился открытый конкурс на эскизный проект памятника Василию Андрееву

Исполнитель-виртуоз (1861 – 1918) создал русскую балалайку как концертный инструмент и основал первый оркестр русских народных инструментов. Неожиданно для многих победил эскиз в виде гранитной стелы с барельефом музыканта.

Завершился открытый конкурс на эскизный проект памятника Василию Андрееву | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Конкурс был объявлен три месяца назад. Инициатором установки памятника Андрееву выступила администрация Московского района. Место для памятника городские власти выбрали в небольшом сквере у дома № 108 по Московскому проспекту, где находится Детская музыкальная школа имени В. В. Андреева. Музыкант входит в список выдающихся личностей, памятники которым устанавливаются за счет средств из бюджета Петербурга.

Всего было подано тридцать эскизов, в открытом творческом соревновании авторы состязались анонимно. Большинство представили Андреева, играющего на балалайке. Несколько участников конкурса показали его в образе дирижера, кто‑то — с палочкой, кто‑то — с балалайкой в руках. Один проект представил решительно шагающего музыканта без «атрибутов» исполнительского искусства. Встретился вариант с балалайкой, обвитой нотным станом. Наконец, памятник в виде трио — балалайка-контрабас, муза и бюст Андреева.

Во время работы выставки эскизов повстречал искусствоведа, который занимается современной скульп­турой. На его профессиональный взгляд, монументальному искусству этот конкурс ничего не прибавил, ни одна из представленных работ не достойна места в музейных фондах. Также он высказал замечание, что бронзового Андреева ставить не надо, поскольку школьники обязательно найдут, что у него натереть, тогда как гранитный музыкант им будет в этом плане неинтересен. Его и надо ставить, если выбирать из фигур, играющих на балалайке, — один такой проект был представлен на конкурсе.

Жюри во главе с Юлией Киселевой, председателем КГА, обсуждая предложенные эскизы, было трудно обнаружить явных фаворитов. При обсуждении высказывалась мысль, что все попытки авторов совместить в скульптуре фрак и балалайку оказались неудачными — нет образа замечательного музыканта. В итоге мнение жюри (из 16 человек большинство — скульпторы и архитекторы) совпало с рекомендациями экспертного совета конкурса. Первое место присуждено дуэту Юлия Ковалева/Ксения Кряжева. Ими предложенная стела из известняка имеет высоту четыре метра. На ней на высоте расположен круглый бронзовый барельеф с портретом Андреева диаметром около полуметра.

Второе место занял скульптор Михаил Пастухов. Он представил Андреева в одежде начала ХХ века, едущего на гастроли, завоевывать страны и континенты. Дорожный костюм, котелок, пальто на руке, в которой музыкант держит балалайку. Третье место занял коллектив, в котором есть одно известное имя — Александр Таратынов, скульптор, автор композиций «Зодчие» и «Мини-город» в Александровском саду. Эта команда представила эскиз с изображением Андреева, вышедшего на поклоны после концерта. У подножия памятника сидит человек с балалайкой. Это крестьянин Антип, левша-виртуоз, услышав которого двадцатилетний Андреев решил посвятить себя народной музыке.

После объявления итогов конкурса Елена Крамскова, исполняющая обязанности заместителя председателя КГА — главного художника, пояснила, что теперь три эскиза-призера будут переданы в администрацию Московского района. Предстоит продолжение работы над образом Андреева, что может занять до двух лет. Поскольку в положении о конкурсе не предусмотрена обязанность инициатора реализовать победивший эскиз, возможны разные продолжения.

А в кулуарах члены жюри обсуждали уже установку памятника Петру Чайковскому, которого в Петербурге до сих пор нет. Одни считают, что именно на этой работе следует сфокусировать все творческие силы, другие уверены: до великого композитора нашим скульпторам еще надо дорасти.


#конкурс #исполнитель #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7555) от 29.11.2023 под заголовком «Как вылепить музыку».


Комментарии