Завершился открытый конкурс на эскизный проект памятника Василию Андрееву
Исполнитель-виртуоз (1861 – 1918) создал русскую балалайку как концертный инструмент и основал первый оркестр русских народных инструментов. Неожиданно для многих победил эскиз в виде гранитной стелы с барельефом музыканта.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Конкурс был объявлен три месяца назад. Инициатором установки памятника Андрееву выступила администрация Московского района. Место для памятника городские власти выбрали в небольшом сквере у дома № 108 по Московскому проспекту, где находится Детская музыкальная школа имени В. В. Андреева. Музыкант входит в список выдающихся личностей, памятники которым устанавливаются за счет средств из бюджета Петербурга.
Всего было подано тридцать эскизов, в открытом творческом соревновании авторы состязались анонимно. Большинство представили Андреева, играющего на балалайке. Несколько участников конкурса показали его в образе дирижера, кто‑то — с палочкой, кто‑то — с балалайкой в руках. Один проект представил решительно шагающего музыканта без «атрибутов» исполнительского искусства. Встретился вариант с балалайкой, обвитой нотным станом. Наконец, памятник в виде трио — балалайка-контрабас, муза и бюст Андреева.
Во время работы выставки эскизов повстречал искусствоведа, который занимается современной скульптурой. На его профессиональный взгляд, монументальному искусству этот конкурс ничего не прибавил, ни одна из представленных работ не достойна места в музейных фондах. Также он высказал замечание, что бронзового Андреева ставить не надо, поскольку школьники обязательно найдут, что у него натереть, тогда как гранитный музыкант им будет в этом плане неинтересен. Его и надо ставить, если выбирать из фигур, играющих на балалайке, — один такой проект был представлен на конкурсе.
Жюри во главе с Юлией Киселевой, председателем КГА, обсуждая предложенные эскизы, было трудно обнаружить явных фаворитов. При обсуждении высказывалась мысль, что все попытки авторов совместить в скульптуре фрак и балалайку оказались неудачными — нет образа замечательного музыканта. В итоге мнение жюри (из 16 человек большинство — скульпторы и архитекторы) совпало с рекомендациями экспертного совета конкурса. Первое место присуждено дуэту Юлия Ковалева/Ксения Кряжева. Ими предложенная стела из известняка имеет высоту четыре метра. На ней на высоте расположен круглый бронзовый барельеф с портретом Андреева диаметром около полуметра.
Второе место занял скульптор Михаил Пастухов. Он представил Андреева в одежде начала ХХ века, едущего на гастроли, завоевывать страны и континенты. Дорожный костюм, котелок, пальто на руке, в которой музыкант держит балалайку. Третье место занял коллектив, в котором есть одно известное имя — Александр Таратынов, скульптор, автор композиций «Зодчие» и «Мини-город» в Александровском саду. Эта команда представила эскиз с изображением Андреева, вышедшего на поклоны после концерта. У подножия памятника сидит человек с балалайкой. Это крестьянин Антип, левша-виртуоз, услышав которого двадцатилетний Андреев решил посвятить себя народной музыке.
После объявления итогов конкурса Елена Крамскова, исполняющая обязанности заместителя председателя КГА — главного художника, пояснила, что теперь три эскиза-призера будут переданы в администрацию Московского района. Предстоит продолжение работы над образом Андреева, что может занять до двух лет. Поскольку в положении о конкурсе не предусмотрена обязанность инициатора реализовать победивший эскиз, возможны разные продолжения.
А в кулуарах члены жюри обсуждали уже установку памятника Петру Чайковскому, которого в Петербурге до сих пор нет. Одни считают, что именно на этой работе следует сфокусировать все творческие силы, другие уверены: до великого композитора нашим скульпторам еще надо дорасти.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7555) от 29.11.2023 под заголовком «Как вылепить музыку».
Комментарии