Застройщики и капуста. Когда в Петербурге начнут появляться микрорайоны с нормальной инфраструктурой?

Петербург растет огромными темпами: бывшим сельскохозяйственным угодьям приходят на смену микрорайоны- «муравейники». И довольно часто новоселы вдруг обнаруживают, что ни подъехать к своим домам, ни выехать оттуда толком невозможно - нет нормальных дорог.

Застройщики и капуста. Когда в Петербурге начнут появляться микрорайоны с нормальной инфраструктурой? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Фундаментальная проблема новых микрорайонов заключается в том, что власти выдают разрешения на строительство жилья в отсутствие инфраструктуры. И не потому, что в службе стройнадзора или комитете по градостроительству и архитектуре работают люди, которым плевать на новоселов. Просто в списке документов, необходимых для выдачи разрешения (это список содержится в Градостроительном кодексе), отсутствует требование о создании инфраструктуры. Иными словами, жилье у нас можно построить и ввести в эксплуатацию без дорог, школ, детских садов, поликлиник, возможностей для подъезда общественного транспорта и так далее.

Часто в таких случаях наблюдатели равнодушно бросают: «Покупатель голосует рублем». Дескать, люди знают, на что идут, и если их не волнует отсутствие дорог и «социалки», то чиновников, застройщиков и подавно. Хуже, когда те самые застройщики обманывают своих клиентов. Например, в рекламном буклете одного довольно дорогого жилого дома рисовалась... станция метро «Дальневосточный проспект», которой нет не только в ближней, но и долгосрочной перспективе. То есть в отраслевой схеме развития метрополитена она рисуется, но без указания срока открытия.

Обманом по факту можно считать и рассказ о социальных объектах, которые появятся в квартале. Юридически это не ложь: застройщик разрабатывает проект планировки новых кварталов, где закладывает пятна под объекты социальной инфраструктуры, рисует трассы улиц, а потому на полном основании говорит, что все это предусмотрено. Но важнее другое - кто и когда будет это строить?

Часто общаясь с девелоперами, я слышу, как мантру: строить инфраструктуру - прямая обязанность города. Мол, перекладывая ее на девелоперов, финансирование перекладывается на дольщиков, а в конечном счете растет цена квартиры. Но вот какая штука. В городе полно проблем и без застройщиков. Школ и садиков, дорог и парков не хватает и в старой застройке - советской и даже дореволюционной. С какой стати Смольный должен делать коммерческий проект превращения пашен в «муравейники» более выгодным? Смольный не должен поощрять бизнес в ущерб интересам города.

И похоже, что постепенно это начинают понимать. Все больше застройщиков за свой счет прокладывают дороги. Некоторые, правда, это делают без особого энтузиазма.

Например, когда город решил взять на свой баланс улично-дорожную сеть Шушар, построенную компанией «Дальпитерстрой» (основной шушарский и ленсоветовский девелопер), то возникла большая проблема. «Есть квартальная дорога, интегрированная в улично-дорожную сеть. Ее на свой взгляд и вкус построил «Дальпитерстрой». Но ни рабочей, ни исполнительной, ни технической, ни инженерной документации по объекту нет. Путь только один: признание в судебном порядке объекта бесхозным, приемка его в казну Санкт-Петербурга и приведение в нормативное состояние», - в 2017 году говорил тогдашний вице-губернатор Игорь Албин. Причем, как поясняли чиновники, шушарские улицы город мог получить на баланс не как улицы, а как земельные участки-пустыри для последующего строительства уже нормативных дорог.

Псевдоулицы получаются и у других фирм, даже крупных. Среди них - ЛенспецСМУ. В его арсенале Военная улица и Товарный переулок возле Феодоровского собора, Русановская улица в Русановке, Альбуминная и Парфеновская улицы на бывшей трассе Варшавской железной дороги. Есть и совсем курьезный случай. В 2012 году ЛенспецСМУ построило прямо на месте проектного участка Гжатской улицы жилой дом (22, корпус 1), несмотря на наличие красных линий, утвержденных еще в советское время. Что было делать дальше в этой ситуации? Компания проложила Гжатскую... в обход дома и торжественно презентовала это событие. А дорога получилась странная: вроде и в городе, а вместо тротуаров - обочины и канавы за ними.

Из последних примеров - осеннее открытие первого участка Богословской улицы в Пискаревке. Его по своей частной территории проложила группа «КВС». Дорога довольно узкая, извилистая, но ездить можно.

Хорошие, можно даже сказать эталонные, примеры тоже есть. Наиболее крупный - открытие 900-метрового участка Комендантского проспекта в Каменке от Глухарской улицы до Арцеуловской аллеи. Его на свои деньги проложила Setl Group, которая возводит там микрорайон. Это не просто кусок асфальта на песке. Это шесть автомобильных полос, разделитель, боковые проезды, газоны, велодорожки, знаки и зебры. На создание всего этого ушло меньше года - с осени 2018-го по лето 2019-го. Самое удивительное, что город в лице комитета по строительству тянул свой участок того же Комендантского от Шуваловского проспекта до стыка с сэтловским отрезком на Глухарской почти в девять раз дольше - с 2012-го до все того же 2019-го, трижды сменив подрядчиков.

Тот же девелопер сделал и другие дороги по всем ГОСТам. Например, Золотов переулок, как называется продолжение Стародеревенской улицы от Приморского проспекта до Большой Невки, или улица Тимофея Федорова в Новосергиеве.

В портфолио группы «ЛСР» - проспект Маршака, улицы Даниила Хармса и Корнея Чуковского, аллея Евгения Шварца, расширение Муринской дороги в Деревне Новой, а также Васнецовский проспект и Чарушинская улица в Деревне Рыбацкое (и то и другое - Красногвардейский район, бывшие капустные поля совхоза «Ручьи»).

В Пушкине по всем нормам обустроила Камероновскую и Кедринскую улицы в Новоселках группа «ЮИТ». Анфицеровскую улицу, а также участки Камероновской и Державинской в соседних Гуммолосарах выполнило ООО «Пушкин». В микрорайоне Пулковское, что рядом с «Экспофорумом», Кокколевскую, Переведенскую и Образцовую улицы сделало ООО «Терминал-ресурс». А еще есть два примера, когда дороги создавали не жилищные застройщики, а торговые: ООО «Максидом» протянуло участок проспекта Ударников от улицы Передовиков до своего магазина, а SRV Group - первый отрезок Брантовской дороги от Якорной улицы до Магнитогорской вдоль ТРК «Охта-молл».

Справедливой будет ситуация, когда необходимые улицы станут строить сами создатели новых микрорайонов, а город будет тратиться только на транзитные дороги и развязки. Иначе денег в бюджете не хватит ни на что.

#строительство домов #жилье #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6609) от 23.01.2020 под заголовком «Застройщики и капуста».


Комментарии