Если незаметно - то можно? Что в Петербурге строят самовольно

Шесть лет назад власти города решительно заявили о борьбе с самовольным строительством. Чтобы устыдить девелоперов, Смольный опубликовал список из 40 таких адресов. Больше всего в нем объектов тогда насчитали у ЛенспецСМУ. Теперь, как выяснили «Санкт-Петербургские ведомости», на смену жилью пришли менее резонансные сооружения.

Если незаметно - то можно? Что в Петербурге строят самовольно | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Многие владельцы и руководители строительного бизнеса говорят, что в 2000-х годах законодательные условия вынуждали возводить жилые дома задолго до получения разрешения на строительство, чтобы ускорить процесс. Порой этот документ выдавался почти одновременно с разрешением на ввод в эксплуатацию. Штрафы были минимальные, а особых рисков никто не видел. И максимум, чем могла приструнить нарушителей Служба строительного надзора, - публикацией списка.

С тех пор изменились главным образом три вещи. Во-первых, увеличились штрафы: теперь они могут достигать не 20 - 30 тыс. рублей, а 1 млн. Во-вторых, чиновники получили право идти в суд с иском о сносе самостроя. В-третьих, различные законодательные ограничения меняются так часто, что объект на начальном этапе мог им соответствовать, а при сдаче - уже нет; в итоге требуется переделывать проект и в прямом смысле «обрезать» лишние конструкции.

В итоге - самовольного жилищного строительства сейчас практически нет. Максимум, что позволяют себе девелоперы, - небольшой фальстарт, связанный с заливкой фундаментов.

Среди потенциальных нарушителей сейчас есть, например, рестораны. Не так давно открылось сетевое заведение «Токио-City» на Дальневосточном проспекте, 9, корпус 1. Оно разместилось в бывшем двухэтажном здании автосалона. Приспосабливая его под японскую харчевню, фирма «Большевик» не стала получать разрешение на строительство, считая работы капитальным ремонтом (на такой ремонт разрешения не требуется). Служба же строительного надзора с этим подходом не согласилась, ведь бывший автосалон надстроили третьим этажом из газобетонных стен, а это, по мнению специалистов службы, настоящая реконструкция.

Прибавили третий этаж и ресторану «Куракина дача» на Леснозаводской улице, 1, на углу с проспектом Обуховской Обороны. Там ситуация усугублялась тем, что здание расположено в границах парка-памятника, а потому без санкции КГИОП никакие работы вести было нельзя. Сам ресторан, к слову, по бумагам якобы построен в 1958 году. В реальности же он возведен в 2000-х на месте туалета (работы велись как реконструкция), от которого «по наследству» заведению общепита перешла датировка. Сейчас между КГИОП и рестораторами из фирмы «Кетал» ведется судебный процесс.

Владельцы ресторана «Тако» на улице Савушкина, 10, корпус 2, решили расширить посадочные места за счет пристройки. Ее по заказу компании «Арман» спроектировала мастерская Лявданского и Герасимова. Одноэтажное железобетонное сооружение, согласно данным проверки службы, появилось без разрешения - и дело ушло в суд.

Четырежды в сводки попадали компании, связанные с владельцем BS Group Александром Басалыгиным. По утверждению службы строительного надзора, при создании «творческого пространства «Третий кластер» он самовольно надстроил дореволюционное здание на 8-й Советской улице, 4. Кроме того, тут же во дворе возвел двухэтажную каркасную постройку из дерева на монолитной железобетонной фундаментной плите, а рядом соорудил еще одну двухэтажную «деревяшку», торцом выходящую на улицу. Наконец, связанное с ним ЗАО «Дворец культуры и техники им. И. И. Газа» надстроило ресторан над входным остекленным вестибюлем этого самого дворца на проспекте Стачек, 72 (о чем наша газета писала дважды без всякой реакции на то городских чиновников) - на снимке.

Некоторые коммерсанты надеются, что если они реконструируют старое здание незаметно, то никаких проблем не будет. Как бы не так. Общественный контролер не спит. Так, свой иск получила Анна Адрианова за надстройку трехэтажного дореволюционного дворового флигеля на Сердобольской улице, 33. Два дополнительных этажа на нем появились в период с марта 2016-го по апрель 2018 года, помещения в нем, судя по свету в окнах, уже начали эксплуатировать, но это не уберегло предпринимательницу от суда.

Так же безуспешно Анастасия Коротовских и Татьяна Волынкина пытались, вероятно, тихой сапой нарастить старинный дом на Невельской улице, 8, четвертым этажом; итог - требование суда привести дом в изначальное состояние. Да и в старом городе есть пример: Анну Назаренко и Лилию Чупракову суд обязал снести четвертый этаж на улице Черняховского, 39, а помимо этого вернуть фасадам счищенный декор.

Иногда Службе строительного надзора - с подачи внимательных горожан - удается поймать нарушителей на реконструкции, закамуфлированной под капитальный ремонт. Это когда здание после окончания работ внешне выглядит точно так же, как до их начала.

Например, в ходе «ремонта» дворового флигеля на 3-й Советской улице, 4, литера Б, по данным проверки службы, его частично снесли, а взамен стали строить новые объемы из железобетона в тех же габаритах. Хозяйничала там компания «Вог меди», которая, судя по названию, намеревается открыть там медицинский центр. Похожая ситуация была и при реконструкции производственного здания на Малом проспекте Васильевского острова, 57, корпус 1, под развлекательный центр; там застройщик - «Альфа» (по данным kartoteka.ru, принадлежит председателю совета директоров АО «Салаватнефтехимремстрой» Алексею Митюшову).

Среди тех, к кому есть вопросы, и владельцы офисного бизнеса. Один из таких примеров, о котором «Санкт-Петербургские ведомости» писали, - надстройка здания Лениздата на набережной реки Фонтанки, 59, дополнительным этажом на углу с Инструментальной линией. Там ответчик - «Стройинвест», который, по сведениям kartoteka.ru, принадлежит владельцу концерна «Питер» Николаю Пономареву.

Но если новый этаж над Лениздатом появился только над частью крыши, то бывшее административное здание института «Торгмортранс», ставшее в наше время бизнес-центром Acqualina, на Двинской улице, 3, обзавелось полноценной стеклянной надстройкой по всей площади. Иск с требованием вернуть зданию прежний облик служба строительного надзора направила в адрес ОАО «Торгмортранс».

Есть примеры спорных объектов и на промышленных территориях. На Нефтяной дороге, 1, корпус 5, обнаружили, как компания «Каролина» построила крупное здание высотой около четырех этажей. Поймали и неназваную контору, которая принялась увеличивать двухэтажное здание одноэтажной пристройкой на Воздухоплавательной улице, 2, близ Артиллерийского путепровода.

Самострои есть не только в основной части Петербурга, но и в пригородах. Например, как сообщает Служба строительного надзора, Станислав Мирошниченко начал «без спросу» строить круглое здание неизвестного назначения на месте руин советской очистной станции на Петербургском шоссе, 210, в Пулковском. Роман Солоусов возводит жилой дом на Михайловской улице, 13, в Ломоносове. Вадим Лукис и Геворг Мурадян заняли пафосное место в Стрельне напротив Константиновского дворца - на Санкт-Петербургском шоссе у дома 56б. А в Шушарах выявили новые кафе - на Школьной улице и Новгородском проспекте - «авторства» компании «Агропром».

«Санкт-Петербургские ведомости» еще вернутся к теме и расскажут, к каким решениям по подобным искам приходит суд.

#строительство #закон #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6591) от 18.12.2019 под заголовком «Что городят самовольно».


Комментарии