Защиту советской архитектуры от уничтожения обсудили на «круглом столе» в Петербурге
Как защитить от уничтожения советскую архитектуру 1960 - 1980-х годов? Об этом шла речь на «круглом столе», проведенном Петербургским отделением ВООПИиК.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Поводом для встречи специалистов по сохранению культурного наследия, градозащитников и архитекторов был снос СКК. Олег Романов и Святослав Гайкович, руководители Санкт-Петербургского союза архитекторов, убеждены, что при современном уровне технологий и строительной культуры можно воссоздать внешний облик здания и инженерные конструкции крыши. А затем загрузить ту начинку, которая отвечает всем требованием проведения крупных спортивных соревнований. И стоить это будет не дороже, чем реализация нового проекта.
Романов напомнил о подготовленном Союзом архитекторов списке зданий позднего советского периода, которые, по мнению профессионалов, нуждаются в защите.
По мнению Александра Кречмера, представителя Петербургского отделения ИКОМОС-Россия, планы реконструкции аэропорта «Пулково» могут угрожать зданию аэровокзала «со стаканами». Возможная застройка жильем территории «Ленэкспо» - Морскому вокзалу. Споры об использовании Петровской косы - зданию Речного яхт-клуба.
Кречмер напомнил, что в 2018 году градозащитники безуспешно добивались включения здания Финляндского вокзала в список выявленных объектов культурного наследия. Это было вызвано появлением информации о капитальной реконструкции вокзала и создании на его месте транспортно-пересадочного узла с коммерческим центром. Наряду со зданием ТЮЗа и телецентра на улице Чапыгина, 6, Финляндский вокзал - первый образец современной архитектуры в Ленинграде. КГИОП отказал вокзалу во включении в список по той причине, что здание построено с отклонениями от первоначального проекта. Кроме того, не выяснена художественная ценность вокзала.
Возникает порочный замкнутый круг. Чтобы включить здание во вновь выявленные объекты культурного наследия, надо знать его ценность. А чтобы выяснить ценность, надо провести историко-культурную экспертизу. А чтобы провести такую экспертизу, надо чтобы здание было выявленным объектом.
Еще об одной коллизии рассказал Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК. Когда граждане пытались включить СКК в выявленные объекты, КГИОП отказал им из-за того, что здание моложе 40 лет, необходимых для присвоения статуса памятника архитектуры. Куйбышевский районный суд поддержал позицию КГИОП. ВООПИиК обжаловало это решение в Городском суде.
Дело еще не рассмотрено. По словам Кононова, это будет важный прецедент. Например, Морской вокзал построен в 1982 году. Надо ли ждать 2022-го, когда морвокзал может быть объявлен памятником, чтобы включать его в выявленные объекты культурного наследия? Или можно запускать процедуру включения уже сейчас?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (6629) от 20.02.2020 под заголовком «Выявить невыявленное».
Комментарии