Запрет ради запрета? «СПб ведомости» отвечают на вопросы читателей

Запрет ради запрета? «СПб ведомости» отвечают на вопросы читателей | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Весна приходит в Петербург не только теплой погодой и первыми подснежниками — яркой приметой этого времени года уже который раз становится оживление дискуссии о необходимости запретить СИМ, средства индивидуальной мобильности, на городских улицах

Такое обсуждение сегодня остро необходимо: количество ДТП с участием водителей СИМ растет с каждым годом; но сам предмет дискуссии — необходимость запрета электросамокатов и их аналогов — сформулирован, на мой взгляд, не очень корректно, так как сам по себе содержит ответ на обсуждаемый вопрос. Не будем, однако, забывать о презумпции невиновности в самом широком смысле: чтобы запретить все СИМ вследствие их опасности, следует в первую очередь доказать, что все электросамокаты становятся причиной ДТП.

Дело в том, что СИМ, так же как и автомобиль и самолет, не являются источником опасности сами по себе. Опасность представляют неумелый водитель или летчик, безалаберность, легкомысленность того, кто управляет транспортным средством.

Недавно поступило предложение: установить на все СИМ бортовые номера по аналогии с автомобилями, что позволит отследить нарушителя после ДТП. Но станет ли легче его жертве от того, что лечить ее будут за счет нарушителя? Если только морально. Да и вряд ли пример одного пойманного и наказанного самокатчика образумит других лихачей. Нужно продумать меры профилактической работы, поставив во главу угла не систему запретов и наказаний, а грамотные действия по предотвращению аварийности с СИМ.

Обвиняя всех, кто пользуется услугами кикшеринга, в том, что они представляют опасность для пешеходов, не стрижем ли мы всех под одну гребенку? Знаю аккуратных, предельно вежливых водителей электросамокатов, для которых это не роскошь, не удовольствие, а необходимое средство передвижения от метро до дома, от автобусной остановки до работы.

Нужна дискуссия, но дискуссия настоящая, живая, ради еще не найденного решения, а не дискуссия ради запрета априори. Ведь, как говорил Иосиф Бродский, если повторять одно и то же по нескольку раз, смысл теряется. Не хотелось бы потерять здравый смысл и в нашем обсуждении.

Сергей КОРНАВИН


ОТ РЕДАКЦИИ. 

Совсем недавно мы сообщили читателям о том, что кикшеринговые компании открыли сезон, выгнав на улицу почти 50‑тысячный парк железных коней, и в публикации просили граждан оставлять свои отзывы о том, как они относятся к этому виду транспорта.

Конечно, мы ожидали, что негатива будет немало. Но чтобы так много! Причем некоторые предложения по обузданию лихачей иначе как варварскими просто не назовешь. В отличие от их инициаторов автор приведенного письма к противостоянию «пешеход — самокатчик» отнесся с холодной головой. И, безусловно, он во многом прав.

Да, в последнее время двухколесный транспорт с мотором стал притчей во языцех. Его ругают все кому не лень, и ведь за дело! Уже в первые дни начавшегося сезона в Петербурге произошло сразу несколько ДТП с самокатами, в которых были пострадавшие, включая детей.

Двухколесная братия не щадит не только пешеходов, но и себя. Задайте вопрос любому байкеру — какую часть тела нужно защищать в первую очередь? Большинство ответят: «Голову». Кто‑нибудь хоть раз видел на самокатчиках шлемы? И вот результат: потерпев аварию и упав с самоката, человек сломал шею.

На дорогах такие персонажи — страшный сон для автомобилиста. То, что самокатчик поскользнулся или неудачно сманеврировал прямо под колеса, придется доказывать в суде. Да и помимо законов — кому приятно калечить человека, даже если он сам виноват?

Вот и получается, что электросамокатам объективно не место ни на проезжей части, ни на тротуаре. Особенно в центре города, где и пешеходам тесно.

В Саратове с начала апреля въезд самокатчиков в центр города полностью закрыли, так горожане разве что не аплодировали такому решению. Москвичи и петербуржцы, похоже, тоже были бы счастливы, если бы нечто подобное произошло в их городах. А еще лучше, если бы в двух столицах совсем отказались от этого вида транспорта. Во всяком случае, как показал опрос, за это высказались 41 % москвичей и 42 % петербуржцев.

Понятно, что кикшеринговые компании свой бизнес не свернут. Более того, они даже не стремятся хоть как‑то ввести его в приемлемые рамки. Кто давал слово, что в нынешнем сезоне на одном самокате по двое ездить не будут? И? Парочки на СИМ через одно. Кто обещал не подпускать на пушечный выстрел к прокату подростков? А они так и продолжают гонять. Вот и получается: вы нам скажите, что желаете, а мы вам пообещаем что угодно.

Ясно одно. Пока градус неприятия еще не вышел из‑под контроля, решать вопрос с самокатчиками все‑таки придется. Как и думать, где найти им мес­то в городской среде.

На велодорожках? Наверное. Но такая выделенка в Петербурге явление не повсеместное. Возможно, проще будет «переселить» их на те улицы, ширина которых позволяет им разойтись с пешеходами. Но главное, необходимо заставить всех пользователей СИМ досконально соблюдать все дорожные правила, не забывая об элементарной вежливости. Вот только кто и как за это возьмется?


#кикшеринг. самокаты #СИМ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7650) от 23.04.2024 под заголовком «Запрет ради запрета?».


Комментарии