Запрет для двух колес. В центре Петербурга ввели ограничения для электросамокатов

На Адмиралтейской набережной — от Сенатской площади до Дворцового проезда — появились первые знаки, которые запрещают движение на всех средствах индивидуальной мобильности (СИМ). В том числе — на электросамокатах. Такой запрет действует как в отношении арендных самокатов, так и личных. В скором времени аналогичные знаки установят уже от Дворцового проезда до набережной реки Фонтанки. Тем, кто будет игнорировать новые правила, грозит штраф 500 рублей.

Запрет для двух колес. В центре Петербурга ввели ограничения для электросамокатов  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С одной стороны, новость хорошая. Лично я уже давно устала уворачиваться на тротуаре от тех, кто на большой скорости и по непредсказуемой траектории передвигается на электросамокатах, электровелосипедах и прочих новомодных устройствах. Думаю, что большинство горожан чувствуют то же самое.

С другой стороны, возникает резонный вопрос: почему запрет вводится только на таком ограниченном пространстве? Ведь другие петербургские улицы тоже далеко не безлюдны. Получается, что на каком‑то пятачке ездить на самокате нельзя, зато в другом месте — гоняй на здоровье. Или это своего рода пилотный проект? Ввести запрет и посмот­реть, как отреагируют горожане, кикшеринговые компании и любители прокатиться с ветерком?

Не секрет, что борьба с двухколесным транспортом, точнее, с его лихачами-«наездниками», ведется уже давно. Причем — безуспешно.

Еще в марте нынешнего года в России для всех электросамокатов были установлены четкие правила. Дети до 14 лет могут ехать по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, старше 14 лет — только по велодорожкам: при условии, что вес самоката не превышает 35 кг. При этом всем самокатчикам скорость передвижения ограничили до 25 км/час. Если велодорожек нет, то ехать можно и по тротуарам, но только с пешеходной скоростью. Ибо мы, передвигающиеся на своих двоих, все же в приоритете.

Увы, как показывает практика, только в теории. Лично мне ни разу не попадались самокатчики, которые бы передвигались по тротуару со скоростью 5 км/час. А вам?

Петербургские власти начиная с 2021 года тоже пытаются загнать лихачей в правовые рамки. Так, пользователям кикшеринга запрещен въезд на Дворцовую площадь, Невский проспект, в Летний и Михайловский сады, Петропавловскую крепость. Им закрыта дорога в музей-заповедник «Петергоф», на «Остров фортов» и другие туристические локации Кронштадта, а также в сестрорецкий парк «Дубки». Еще на 90 улицах в центре города максимальную разрешенную скорость электросамокатов снизили до 15 километров в час, а на Марсовом поле — до 10 километров. Однако аварий с самокатами меньше не становится.

Приведу статистику. По данным ГИБДД, в России в 2022 году произошло 941 ДТП с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности. На 40 % больше, чем годом ранее. В этих авариях погибли 19 водителей электросамокатов, в том числе двое подростков младше 16 лет. Пострадали 976 пешеходов.

Уже в первом полугодии нынешнего года число ДТП с участием СИМ составило 1043 случая. При этом погибли 12 человек, в том числе один несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, а травмы получили 1082 человека, из них 432 ребенка в возрасте до 16 лет. То есть по сравнению с 2022‑м число ДТП с участием СИМ выросло. И весьма прилично.

Удивляться этому не стоит. Легкость, с которой можно арендовать электросамокат, провоцирует (особенно обладателей липовых учетных записей) на опасное вождение. И в отличие от тех, кто сидит за рулем транспортных средств (зарегистрированных, с номерами), наказание им не грозит. 

Альтернативой, по мнению общественности, включая депутатов Госдумы, должен стать полный запрет СИМ передвигаться по тротуарам и дорогам, они должны использовать только уже готовую инфраструктуру в виде выделенных велосипедных дорожек. Некоторые парламентарии предлагают и вовсе запретить аренду электросамокатов. То есть сделать, как в Париже.

Напомним, во французской столице подобный запрет вступил в действие с 1 сентября. Такое решение приняли парижане в ходе специально организованного для этого референдума. И его результат сенсацией не стал. Потому что и там электросамокаты давно уже стали источником немалых проблем. Только в прошлом году по их вине пострадали 459 человек, а трое погибли (кстати, меньше, чем в России). Причем большая часть всех инцидентов пришлась именно на арендных «самокатчиков», которые, как и у нас, игнорируют Правила дорожного движения, ездят по двое и по тротуарам, паркуются где вздумается.

Кстати, Париж отнюдь не стал первопроходцем. В Скандинавских странах, в Лондоне место всех СИМ определено в парках, на стадионах, то есть в специальных местах с соз­данной инфраструктурой.

Конечно, у нас «как там» не будет. Кикшеринг в первую очередь бизнес. Причем весьма прибыльный. Поэтому просто так он свои позиции не сдаст. Пойти на уступки — возможно, но бросить хлебное место — вряд ли.

К счастью, сезон самокатов близится к завершению. Погодные условия дадут горожанам передохнуть. До следующей весны.

МЕЖДУ ТЕМ 

Аналитики портала SuperJob выяснили, что за запрет аренды средств индивидуальной мобильности выступили 62 % жителей Москвы и 65 % петербуржцев. По их мнению, электросамокаты ― опасный вид транспорта.


#электросамокаты #запрет #ДТП

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7499) от 12.09.2023 под заголовком «Запрет для двух колес».


Комментарии