ЗакС в первом чтении принял проект бюджета Петербурга на 2021 год

Вчера Законодательное собрание Петербурга согласилось в первом чтении с проектом городского бюджета-2021, сверстанного в условиях продолжающейся пандемии.

ЗакС в первом чтении принял проект бюджета Петербурга на 2021 год | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Проект бюджета на 2021-й и последующие два года депутатам представил вице-губернатор Эдуард Батанов. Эпидемия коронавируса потребовала в нынешнем году значительных – более 49 млрд рублей – сверхплановых расходов, 30 из которых пришлось изымать из городской казны. Проект бюджета-2021, однако, составлен с расчетом на стабилизацию санитарно-эпидемиологической ситуации.

В следующем году доходная часть казны составит 623,5 млрд рублей (увеличится на 9% по сравнению с 2020-м), а потратить планируется 710,7 миллиарда. Дефицит ожидается в сумме 87,2 млрд рублей (почти предельные 14,6% от объема собственных доходов). В 2021 – 2023 гг. темпы роста собственных доходов бюджета планируются на уровне, соответствующем темпам роста экономики (106 – 109%).

Батанов охарактеризовал проект главного финансового документа города как «бюджет восстановительного роста, а по характеру расходов – ярко выраженный социальный бюджет». Предусмотрена индексация всех социальных выплат и мер социальной поддержки граждан. Прямые денежные выплаты общим объемом 45,7 млрд рублей получат более 2 миллионов горожан.

Ассигнования на медицину в следующем году увеличатся на 5 млрд рублей (до 122 миллиардов), на обеспечение лекарствами петербургских льготников в бюджет заложены 11 млрд рублей, на высокотехнологичные операции – 2,8 миллиарда. На закупку медицинского оборудования в больницы и поликлиники резервируется 1,7 млрд рублей. Расходы на обновление медицинского санитарного транспорта на три года составят почти 1,7 млрд рублей, и в итоге все автомобили «скорой» помощи будут иметь срок эксплуатации не более пяти лет. На стимулирующие выплаты врачам и другие оперативные меры на 2021 год предусмотрен резервный фонд в объеме 14 млрд рублей.

Также в документе запланированы мероприятия по благоустройству более 70 городских объектов, включая набережные Охты и реки Оккервиль, Заневский парк, Бестужевский сад, территорию у Суздальских озер и общественное пространство перед Российской национальной библиотекой.

На развитие города средства предусмотрены в прежних параметрах – более 15% от общей суммы расходов. На адресную инвестиционную программу (АИП) в 2021 – 2023 гг. планируется направить 253,8 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 7,8 миллиарда. В будущем году на АИП выделяется 86 млрд рублей (в том числе из федерального бюджета 4 миллиарда).

На строительство и реконструкцию дорог в трехлетней АИП предусмотрены ассигнования в объеме 42,3 млрд рублей. Активизировать дорожное строительство в Петербурге помогут федеральные деньги на Южную широтную магистраль и новую развязку на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом, на дальнейшую реконструкцию Петрозаводского шоссе и Приморского шоссе возле «Лахта-центра». В 2021 году планируется завершить работы по строительству транспортного обхода Красного Села и реконструкции Лиговского путепровода, достроить продолжение Софийской улицы от примыкания к трассе М11 до Колпина. В Приморском районе намечен ввод развязки ЗСД с Шуваловским проспектом. Город также займется широтной магистралью скоростного движения. Первая очередь – развязка ЗСД с Витебским проспектом (предусмотрено 6,6 млрд рублей на подготовку территории).

На метрополитен в следующем году заложено 7,4 млрд рублей, но, как уточнил вице-губернатор, ко второму чтению сумма может быть увеличена.

Кроме того, сообщил Эдуард Батанов, почти готов третий пакет мер поддержки бизнеса, отраженный в проекте бюджета на 2021 год. В частности, речь идет о моратории на увеличение государственной кадастровой оценки недвижимости, новых льготах для участников региональных инвестпроектов, продлении «налоговых каникул» по патентной и упрощенной системам налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной или научной сферах, увеличении субсидий производственным предприятиям на возмещение затрат по лизингу, на повышение энергоэффективности и других расходов на 70%.

Выступая в прениях, спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров призвал коллег проголосовать за представленный проект, отметив, что в рамках второго чтения документа необходимо сбалансировать антикризисную стратегию даже в мелочах, а в рамках депутатского контроля проследить, чтобы главные распорядители бюджетных средств как можно скорее запустили все необходимые конкурсные процедуры.

«Несмотря на сложности с формированием доходной части, бюджет на будущий год сохранит социальную направленность. Неизменными приоритетами политики города останутся образование, здравоохранение, развитие транспортной системы и социальная поддержка граждан», – отметил председатель комитета по законодательству ЗакСа Денис Четырбок.

«Этот бюджет верстался в условиях чрезвычайной ситуации из-за коронавируса. Тем не менее социальные обязательства должны быть выполнены, и это отражено в проекте бюджета. Также в нем заложены меры по поддержке экономики города, уделено повышенное внимание здравоохранению. Скорее всего, бюджет на 2021 год будет корректироваться весной в зависимости от развития ситуации. Если она изменится в лучшую сторону и бизнес заработает в полную силу, то финансирование на социальную сферу необходимо будет увеличивать», – прокомментировал председатель редакционной комиссии ЗакСа Сергей Купченко.

Однако его беспокоит, что изменение бюджетного механизма для муниципальных образований очень осложнит им жизнь, так как бюджеты муниципалитетов будут пополняться уже не налогами на малый бизнес, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом, а небольшим процентом от НДФЛ (0,3% от собираемого на территории). Если доходная часть муниципалитетов сократится, то, полагает парламентарий, им сложно будет выполнять свои полномочия, в том числе и делегированные городом. Не исключено, что придется сокращать и без того небольшие штаты муниципальных служащих или переводить их на должности с более низкой зарплатой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Комментарий председателя Законодательного собрания Северной столицы Вячеслава МАКАРОВА к проекту бюджета Санкт-Петербурга на 2021 – 2023 годы:

– Бюджет – это документ стратегического значения, цифровой план социально-экономического развития города. Однако сегодня он приобрел особое, жизненно важное содержание. От того, насколько четко будут расставлены приоритеты финансирования, насколько обоснованными и выверенными будут объемы ассигнований, насколько согласованными станут действия законодательной и исполнительной власти города, напрямую зависит, с каким результатом наш город преодолеет кризисный период и как быстро вернется на траекторию устойчивого развития.

Новое обострение ситуации с распространением коронавирусной инфекции ставит перед нами крайне сложные задачи. Сохраняя весь пакет социальных гарантий, обеспечивая высшую мобилизационную готовность системы здравоохранения, нам необходимо создать базу для восстановления экономики города.

#бюджет #деньги #ЗакС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6795) от 29.10.2020 под заголовком «Распорядиться казной».


Комментарии