Заковыристая квитанция. Расчетный «свиток» ЖКХ представили в Петербурге

То ли будет, то ли нет. То ли в грядущем году, то ли позже. Пока это всего лишь информация к размышлению. Впрочем, к размышлению самому серьезному. Речь о новой форме квитанции квартплаты, которую в течение полутора лет разрабатывал ЕИРЦ «Петроэлектросбыт». И разработал.

Заковыристая квитанция. Расчетный «свиток» ЖКХ представили в Петербурге | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Просьба не путать просто ­«Петроэлектросбыт» с ЕИРЦ (единым информационно-расчетным центром). Первый — старый знакомый, рассылавший когда‑то счета «за свет». Второй — созданный на его базе центр, который все увереннее расширяет число взимаемых им коммунальных платежей.

Сначала к электричеству добавился капремонт, затем мусор. Следующим шагом станет поглощение ВЦКП. Того самого, который пока еще рассылает чуть ли не половине города розовые счета ЖКХ. Вероятнее всего, к новому году его уже не будет, а появится единая с «Петроэлектросбытом» организация.

Правда, розовые счета, как пояснили в жилищном комитете, будут до поры до времени иметь хождение. До какого времени, пока неизвестно. Юридически объединенному центру еще предстоит сложить имеющиеся базы данных, а уже потом…

Вот тогда то, по словам директора ЕИРЦ Дениса Шабарина, и придет время новой квитанции, которая, по идее руководства ­центра и жилищного комитета, будет включать в себя все платежи. Это и будет тем самым единым платежным документом, о необходимости которого издавна говорили чиновники, утверждая, что гражданам неудобно получать кучу платежек.

Какова же она — квитанция нового формата?

Лист бумаги длиной более 40 сантиметров. Состоит из ­шести разделов.

Первый. Таблица с показаниями индивидуальных счетчиков.

Второй. Таблица… Сразу и не скажешь, какая информация содержится в ней. Это данные о платежах раздельно по всем организациям, подающим какие‑либо ресурсы: тепло, воду горячую и холодную… Сообщается объем услуг на начало платежного ­периода: в гигакалориях, кубометрах, киловатт-часах… О каком именно «начале периода» идет речь, понять сложно: это начало месяца? Это 10‑е число месяца, до которого, по закону, нужно оплатить счет ЖКХ? Или 25‑е число каждого месяца, когда закрывают платежку и начинают новый отсчет?

Далее в таблице следует размер платежа за эти самые услуги «на начало периода». Потом то же самое, но уже «на конец периода». По мнению руководства ЕИРЦ, такая таблица объяснит потребителю, откуда взялись его долги.

Мы решили информировать о долгах нарастающим итогом, — пояснила заместитель генерального директора ЕИРЦ Анна Ситникова. — Сейчас, если потребитель не оплатил два-три счета (допустим, был на даче), он вынужден идти в пункт платежа с двумя-тремя квитанциями. У нас достаточно будет взять одну — последнюю.

Правда, сумма «нарастающего итога» с большой степенью вероятности может оказаться некорректной. Она будет фиксировать данные на 25-е число текущего месяца. Если потребитель оплатит счет 26‑го числа (что является абсолютно законным), то в его счете все равно отразится долг. Его, разумеется, не надо оплачивать. Но… крайне неприятное ощущение дисциплинированному плательщику гарантировано.

К тому же именно эта — недостоверная — сумма «к оплате» будет значиться в «красном» углу квитанции — справа вверху. Она на два порядка крупнее и жирнее, нежели ме-е-е-еленькие строчки «при формировании счета могут быть не учтены платежи, поступившие после 25-го числа месяца» и фактическая сумма «на период по услугам/взносам»

Третий раздел. Опять‑таки таблица, но уже знакомая. Такую граждане видят ныне ежемесячно в розовых квитанциях ВЦКП или в белых квитанциях прочих расчетных центров: содержание жилого помещения, коммунальные услуги, а в завершение — понятная строка: «всего начислено за период». Есть, правда, одно отличие таблицы в новой квитанции от нынешней. Нет расшифровки строки «содержание жилого помещения». Есть лишь общая сумма. Сколько в ней скрыто «за текущий ремонт», «за мусоропровод», «за уборку лестниц и участка», не говорится.

Мы думали, стоит ли расшифровывать, — пояснил глава жилищного комитета Олег Зотов, — но жилищные платежи могут отличаться в разных домах, у разных управляющих компаний. Нередко они состоят из 15 – 20 строк. Эдак общая квитанция станет еще длиннее…

Правда, как пояснили руководители ЕИРЦ, особо любопытные могут выяснить состав этого платежа, обратившись в свою управляющую компанию. Можно также заглянуть в личный кабинет на сайте «Петроэлектросбыта». Там обещают размещать подобную информацию в подробностях.

Единственный жилищный платеж, выведенный отдельно, — это коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды. В квитанции они названы — СОИ (содержание общего имущества).

Четвертый раздел — справочная информация. Впрочем, важная. Это показания общих счетчиков с разделением: сколько ресурса потреблено в квартирах, сколько — на СОИ. Здесь же данные о перерасчетах, если таковые имеются. К примеру, за сверхнормативное по срокам отсутствие какой‑либо услуги.

Пятый раздел — контактная информация всех компаний, принимающих участие в обеспечении дома ресурсами и услугами. Причем, отметил Зотов, будет указана также информация о том, как оплатить ресурс напрямую поставщику, минуя ЕИРЦ. Разумеется, если таковой поставщик принимает прямые платежи.

Ну и седьмой, дополнительный, раздел. Необязательный. Страховой платеж. Является сугубо добровольным. В общую сумму не входит. Хотя в данном разделе имеется сноска: «При оплате счета внимательно выбирайте признак платежа — «Включая добровольный взнос» или «Без страхового взноса». Факт оплаты считается согласием на заключение договора страхования на один месяц.

Этот свиток, пардон — счет, является примерной, еще не утвержденной формой. Жилищный комитет, по словам Олега Зотова, намерен принять его своим распоряжением. Кроме того, наполнение данной формы не будет автоматическим. Чтобы разместить в ней информацию о платежах за те или иные услуги, ЕИРЦ должен будет заключить договоры с компаниями, эти услуги поставляющими. Договоры будут возмездными. То есть поставщики должны будут оплатить работу ЕИРЦ по расчету, печати и доставке счетов до дверей потребителей.

Пока подобные отношения с центром имеют лишь Фонд капремонта и региональный «мусорный» оператор. «Водоканал», ГУП «ТЭК», ТГК-1, «Межрегиогаз» пока не готовы дать конкретный ответ, пойдут они на заключение договоров или нет.

Кроме сроков внедрения расчетного «свитка» неясно еще многое. Можно ли будет оплатить часть выставленной суммы? Придется ли в пункте приема платежей доказывать, что крупными буквами указан мнимый долг, или девушка на кассе возьмет столько денег, сколько будет готов оплатить клиент? И главное: способен ли среднестатистический потребитель жилищно-коммунальных услуг разобраться в платежке нового образца?

Ясно лишь одно: она все равно грядет — понятная или не очень, длинная или очень длинная. Порукой тому тот факт, что представлял новую форму платежки глава жилищного комитета, что проходило это в самом комитете, и именно он уже объявил о готовности ее утвердить.


#ЖКХ #квартплата #квитанции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7253) от 13.09.2022 под заголовком «Расчетный «свиток» ЖКХ».


Комментарии