Зачем рабочим шашки? Капремонт мостов Кронштадта ведут по старинным технологиям

В строю разводных мостов города прибыло. Этой осенью к ним прибавился еще один - Доковый в Кронштадте. После капитального ремонта переправы механизм разводки моста привели в полный порядок. На другом кронштадтском мосту - Пеньковом - строители решили не отходить от старинных технологий. Сейчас работы здесь в разгаре, при этом проезжую часть выкладывают чугунными шашками, которые в прошлых веках использовались при строительстве дорог на острове повсеместно.

Зачем рабочим шашки? Капремонт мостов Кронштадта ведут по старинным технологиям | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Доковый мост расположен в самом центре исторической части Кронштадта. Он перекинут через канал имени Петра Великого в створе Макаровской улицы. С Петровским доком, створки которого всего лишь в десятке метров выше по каналу, мост представляет единый историко-архитектурный комплекс.

- Капитальный ремонт Докового моста закончили в сентябре. Макаровская улица - одна из главных транспортных артерий в центре Кронштадта, и приведенная в порядок переправа будет способствовать снижению напряженности на дорогах. Мост уникальный, ремонт велся под контролем специалистов КГИОП, - сообщил глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин.

Деревянный «горбатый» мост через Доковый канал построили в 1826 году. Однако спустя 30 лет на этом месте соорудили новую переправу, уже из котельной стали. Проект разработал инженер-подполковник Богдановский, хотя, по некоторым сведениям, в проектировании принимал участие и вице-адмирал Степан Макаров. Главной задачей ставилось, чтобы мост был разводным и мог пропускать корабли по каналу для ремонта в Петровский док. Поиск решения осложнялся небольшой шириной канала. Длина моста всего-то 36 метров, поэтому здесь сложно соорудить разводные пролеты, подобные тем, которыми оснащены невские мосты.

Результатом творческих изысканий проектировщиков стал принцип пропуска судов за счет поворота пролетного строения моста. Разводку здесь проводят за счет поворота основной части сооружения на 90 градусов вокруг оси, потому переправу чаще называют не разводной, а поворотной. При этом третью опору моста на его восточном устое с помощью домкратов на это время убирают, а механизм с противовесом заложен в западной части моста.

- Разводной механизм был частично разукомплектован, в ходе ремонта его полностью перебрали. Теперь мост вновь может выполнять изначально заложенную в его проекте функцию - пропуска кораблей и судов по каналу. Таким образом, в Петербурге стал действующим еще один разводной мост, - отметил Андрей Кочин, директор «Мостотреста», в ведении которого находятся мосты и набережные города.

Часть элементов пролетного строения переправы была заменена, при этом специалисты подобрали сталь, сходную по составу с той, что использовалась в XIX веке. Настил проезжей части и тротуаров оставили деревянным, как это было и на том, историческом, мосту. Кстати, строители гарантируют сохранность пролетного строения и основных конструкций моста на срок более чем полвека. Однако деревянный настил изнашивается быстро, по расчетам, его придется менять каждые пять лет.

Гранитную облицовку устоев переправы тоже привели в порядок. А вот стенки набережных канала выглядят не слишком привлекательно: часть облицовки обрушилась, и откосы зияют бетонными проплешинами.

- Часть этой территории, в том числе набережные Докового канала, находится или до последнего времени находилась в ведении военного ведомства. Однако эти вопросы решаются. Ремонт набережных Докового канала запланирован на будущий год, - пояснил нашей газете глава Кронштадтского района Олег Довганюк.

На Доковом мосту капитальный ремонт закончен, а на Пеньковом продолжается. Значительная часть работ уже выполнена. Отремонтированы парапеты и гранитные устои переправы, металлоконструкции пролетного строения защищены от коррозии, отреставрировано перильное ограждение. Основные работы теперь приходятся на обустройство проезжей части, покрытие производится по старинной технологии.

- Выкладываем проезжую часть чугунными шашками, засыпаем их наполнителем из измельченного гравия и цементируем связующим раствором. По такой технологии раньше мостились многие улицы и тротуары на острове Котлин. Теперь повсеместно чугунные шашки заменяются современным покрытием - гранитной плиткой и асфальтобетоном. Но у исторического моста проезжую часть решили оставить прежней, хотя тротуары будут асфальтированными, - рассказал руководитель подрядной организации Виктор Живан.

Пеньковый мост расположен на Петровской улице в Кронштадте и перекинут через Обводный канал, есть такой не только в Петербурге, но и на острове Котлин. Построена переправа в 1873 году, а современный вид она приобрела в 1970-х годах, когда была реконструирована по проекту института «Ленгипроинжпроект». Но шашки на мосту остались здесь с XIX века.

По расчетам строителей, на обустройство проезжей части Пенькового моста потребуется 5880 шашек. Часть из них сохранилась еще с 1853 года. При демонтаже специалисты осмотрели каждую шашку, некоторые отправили на реставрацию, и они вернутся на настил моста в обновленном виде. Однако больше половины шашек пришлось изготавливать заново, каждая высотой 12 сантиметром, диаметром около 30 см, а весом почти 14 килограммов. Новые шашки сделаны уже из современных материалов, но внешне от исторических отличаются мало.

Пеньковый мост, как и Доковый, построен в оживленной части Кронштадта. Чтобы не закрывать проезд по Петровской улице, работы ведут поэтапно. Сначала ремонтировали покрытие половины моста, оставив вторую половину для движения транспорта, затем перейдут на другую. По контракту, реконструкция переправы должна быть завершена до 30 ноября этого года.

#ремонт дорог #мосты #Кронштадт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6562) от 07.11.2019 под заголовком «Зачем рабочим шашки».


Комментарии