Высшее предпринимательское. Как петербургские студенты придумывают стартапы

Две студентки Технологического института придумали антикоррозионное покрытие для подводной части морских сооружений. «Если попадет в производство — это сотни миллионов сэкономленных рублей», — оценка вице-губернатора Петербурга Владимира Княгинина. Группа студентов, аспирантов и преподавателей из ИТМО и ЛЭТИ сделали умную зарядную станцию для электротранспорта — город рассчитывает на серийное производство… В вузах полно научных разработок — но до продукта им далеко.

Высшее предпринимательское. Как петербургские студенты придумывают стартапы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» должен поддерживать предпринимательский дух в вузах по нескольким направлениям: стартапы, точки кипения со статусом «предпринимательская», университетские стартап-студии, бизнес-тренинги, возмещение части инвестиций в вузовские стартапы. Университеты участвуют в конкурсах, победители получают деньги на развитие того или иного направления, а то и нескольких.

Как поясняет Княгинин, стартап-студии не подмена акселераторов, структур, развивающих стартапы:

Задача стартап-студии — понимая рынок, выбрать ниши, на которых стоит сфокусироваться, сформировать коллективы, способные предложить решение, и поддержать их, выступая таким генеральным предпринимателем.

Петербург — один из немногих регионов, где продвигают все направления проекта. Например, из десяти с лишним петербургских точек кипения пять получили статус «предпринимательских» и возможности для развития этой сферы. ИТМО и Университет ветеринарной медицины откроют стартап-студии. В шести вузах появятся акселерационные программы.

Почему мы заинтересованы в развитии студенческого, а если шире, академического предпринимательства? Для подготовки кадров, — объясняет вице-губернатор.

Студент в альма-матер получит первый опыт работы в технологическом секторе, а то и доведет научную идею до рынка. «Мы как город, страна, экономика заинтересованы в ускорении такого трансфера», — комментирует Княгинин.

В вузах накоплено огромное количество научных результатов. Но промышленные партнеры и заказчики не готовы их брать, поскольку это, по их мнению, часто справедливому, — сырой продукт, — говорит Максим Ермачков из Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна. — И здесь есть перспектива для стартапов. Они готовы взять научный результат, сформировать из него продукт и выводить на рынок. Людям, которые планируют связывать свою деятельность с предпринимательством, надо понимать, в чем они сильны. Команда должна собираться не под «перспективное направление», а опираться на то, что члены этой команды умеют, знают и делают лучше всего.

Этот вуз выиграл два гранта: по акселерационной программе и предпринимательской точке кипения, Ермачков — ее программный директор. Он подчеркивает: речь не о студенческом предпринимательстве, а об университетском — в команде работают и ученые, и преподаватели.

Понятно, что если вуз «технологий и дизайна», то и предпринимательские идеи сосредоточились на этом. Например, на умной одежде: сейчас в вузовском стартапе работают над токопроводящими тканями и греющими элементами в одежде. Пригодится в суровых климатических условиях — в Арктике, например.

Мы видим ребят, которые хотят заниматься предпринимательством. Наша задача — сделать так, чтобы это был не «путь самурая, ведущий к смерти», а как минимум стабильный бизнес, — говорит исполнительный директор стартап-студии Санкт-Петербургского госуниверситета ветеринарной медицины Марат Дусаев.

Студия должна выдать в 2023 году 40 проектов. Среди них — разработка лечебных кормов. Это совместная работа кафедр фармакологии и ветеринарной гигиены, кормления и разведения животных. Еще одна разработка — «Цифровой кентавр», робот, который возит кормосмеситель и заменяет собой механизатора.

Рынок сельского хозяйства один из самых быстрорастущих. Будущее — за беспилотными фермами, — считает Марат Дусаев. И добавляет, что настоящий «конкурс» еще впереди: кто первым ­выйдет на самоокупаемость.

У ИТМО серьезный опыт взращивания технологических предпринимателей. Это один из первых в стране вузов, где на выпуске стало возможно защищать стартап как дипломную работу. В учебном заведении действует образовательная программа «Инновационное предпринимательство» как раз для студентов, нацеленных на стартапы. Межфакультетскую дисциплину «Предпринимательская культура» осваивают до 1400 студентов с разных факультетов.

Предпринимательство включает в себя не только человека под названием «предприниматель», но и участников команды. А это десятки, сотни и тысячи людей, — говорит декан факультета технологического менеджмента и инноваций Андрей Анфиногенов.

По его словам, в вузе соз­дана инфраструктура, которая стимулирует предпринимательскую активность. Она позволяет срабатываться студентам и ученым с разных факультетов, а на конечном этапе представлять разработку инвест-комитету. И в случае успеха получать деньги на развитие проекта.

В Госуниверситете аэрокосмического приборостроения (ГУАП) технологическое предпринимательство начало развиваться недавно, говорит Татьяна Леонтьева, зав. лабораторией инженерной школы ГУАП:

Пару лет назад мы начали собирать команды для создания технологического продукта. Сейчас федеральная программа позволяет вовлечь большое количество студентов. Мы собрали около 600 заявок на участие в акселераторе!

ГУАП сконцентрировался на характерных для него направлениях: приборостроение, робототехника, устройства и системы на отечественной электронной компонентной базе, энергетика. Среди партнеров — «Газпром нефть», «Россети Ленэнерго», РЖД, MTS StartUp Hub:

Собираем команды под задачи, предложенные компаниями. Так мы вовлекаем и тех студентов, у которых пока нет своих идей. Создается экосистема предпринимательства, где не только студенты, но и преподаватели учатся работать над технологическими проектами.

Если не считать главной трудности — заинтересовать инвестора и рынок, — представители вузов называют и чисто внутренние. Первая: у студентов и преподавателей пока сложно с проектным подходом. Собственно, поэтому много блестящих научных идей впадают в анабиоз. Вторая — межфакультетское общение: все привыкли вариться в собственном соку. Находить общий язык тоже предстоит учиться — в том числе преподавателям.

#вузы #студенты #разработки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7277) от 17.10.2022 под заголовком «Высшее предпринимательское».


Комментарии