Все пути в одном окне. Кто и как «дирижирует» дорожным движением в Петербурге

Обновить транспортный парк Петербургу удалось благодаря чемпионату мира по футболу. В наследие от него городу достался и Центр управления транспортом (ЦУТ), вошедший в структуру «Организатора перевозок», подведомственного Смольному предприятия. Там есть все для обеспечения пассажирских перевозок во время масштабных мероприятий — вроде Главного Военно-морского парада и «Алых парусов». Однако оборудование, которым оснащен центр, помогает также обнаруживать и устранять на дорогах неувязки в обычное время. Это одна из первых в России подобных систем.

Все пути в одном окне. Кто и как «дирижирует» дорожным движением в Петербурге | ФОТО Александра ТАРАСЕНКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ТАРАСЕНКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Нельзя говорить, что транспортными потоками никто в Петербурге не «дирижировал». На всех видах общественного транспорта ситуацию на своих линиях отслеживали перевозчики. Да и Центральная диспетчерская станция (ЦДС), созданная при «Организаторе перевозок», пыталась держать руку на пульсе. Но делала это по старинке.

Допустим, замер на перекрестке трамвай. Водитель поставил в известность свое предприятие, сообщил об этом по телефону диспетчеру ЦДС — и тот уж принимал решения. А когда в Петербурге проходили масштабные форумы или начинались дорожные работы, управлять транспортным сообщением было и вовсе непросто.

Словом, необходимость что-то менять назрела. Но спешка в таких делах неуместна, к тому же на реформирование этой системы Смольный хотел привлечь средства из федеральной казны. И когда перед проведением Кубка конфедераций появилась утвержденная «свыше» стратегия транспортного обеспечения футбольных турниров (увязанная с распоряжениями правительства РФ о формировании безопасной городской среды), это и стало отправной точкой перемен.

Поначалу ЦУТ (точнее, его прообраз) располагался в двух шагах от площади Александра Невского. А в мае 2017 года перебрался на другую площадку, недалеко от площади Победы, где появилось здание Городского мониторингового центра. Кроме транспортной «штаб-квартиры» там поселились Центр обработки вызовов «112» и дежурная служба аппарата губернатора, связанные общей телекоммуникационной сетью. Под крышей этого дома и разместился Единый центр аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», с созданием которого специалисты связывали так много надежд.

Единая площадка по взаимодействию профильных служб Смольного и предприятий, занимающихся перевозками пассажиров, стала одним из элементов начиненного электроникой «умного» центра. Правда, переезда для этого было мало: получив обширную территорию (1000 кв. м), ЦУТ начал обрастать оборудованием, а его специалисты стали отрабатывать действия, моделируя нештатные ситуации. И когда стартовал ЧМ-2018, они встретили его во всеоружии...

«Во время чемпионата мира здесь работал штаб, куда входили чиновники, транспортники и «силовики», — Максим Шипунов, заместитель начальника ЦУТ, показывает свои владения. — Они наблюдали за перемещениями болельщиков по городу, у стадиона на Крестовском острове и за работой общественного транспорта, чтобы избежать скопления техники и людей. А если требовалось, давали команды».

Вот почему ни транспортного коллапса, ни ощутимых заторов в этот период в городе не возникало. Хотя непредвиденные случаи были. Так, 3 июля движение на одном из участков ЗСД перегородил упавший контейнеровоз. Чтобы дать дорогу «шаттлам», развозившим после матча болельщиков, пришлось срочно перекроить маршрут, согласовав его по всей цепочке.

В ту пору дежурные ЦУТ знали расписание матчей как таблицу умножения. Но при этом видели все, что происходит: дабы система видеонаблюдения охватила немалую «футбольную» зону, на Крестовском острове потребовалось установить дополнительно не менее тысячи камер.

Сегодня в Петербурге размещено более 25 тысяч единиц видеооборудования, которое установлено во всех его районах. До старта программы «Безопасный город» этим всевидящим оком пользовались для предотвращения ЧП и аварий только «силовики». Мало того, на период проведения мундиаля ЦУТ получил функции регионального центра управления пассажирскими перевозками и «окошко», куда стала стекаться информация обо всем, что влияет на состояние транспортного комплекса в городе.

После чемпионата мира был сделан еще один шаг вперед. К единому информационному окну ЦУТ сегодня подключено более восьми систем, что позволяет контролировать работу наземного пассажирского транспорта и метро, видеть положение дел на железнодорожных вокзалах и в «Пулково», следить за парковочной зоной и перекрытием улиц в связи с ремонтом дорожного полотна...

«С каждого из восьми рабочих мест у нас можно спроецировать изображение на большой экран, — поясняет дежурный специалист ЦУТ Людмила Петрова. — Крупную картинку мы выводим, если нужно, по каждому из четырех видов пассажирского транспорта. А подключившись к сервису «Яндекс. Пробки» и анализируя скорость движения машин, видим еще и места их скопления, а также перекрестки с неработающим светофором».

Охватить взглядом всю видеостену, состоящую из 12 мониторов, можно лишь, отодвинувшись от нее на несколько шагов. А разрешение видеокамер, обозревающих каждая свой участок, таково, что нетрудно разглядеть номер машины.

Отдельные секторы этого «телевизора» демонстрируют в режиме онлайн показатели пассажиропотока. Задержалось несколько авиарейсов из-за нелетной погоды? Нужно усилить 39-й автобусный маршрут, пролегающий в «Пулково». Дежурный ЦУТ дает подобные рекомендации представителям родственных служб, а уж те реагируют по обстоятельствам.

Программное обеспечение такой системы, которое разработали петербургские айтишники, дает возможность встраивать в нее новые блоки. Спецтехнику комитета по благоустройству, например, она мониторит на дорогах уже теперь. А скоро в поле зрения ЦУТ попадет и спецтранспорт, которым пользуются пожарные службы, станции «Скорой помощи», МЧС.

«Когда мы дооснастим нашу автоматизированную систему, — говорит Максим Шипунов, — можно будет не только отслеживать транспортные потоки, но и перенаправлять их, избегая заторы и нештатные ситуации. В Москве над созданием такой динамичной модели уже работают: на некоторых участках дорог там поставили табло, которые предупреждают водителей о пробках и предлагают схему объезда».

Развиваться и в самом деле есть куда. Когда станции метро, к примеру, закрывают при обнаружении бесхозных сумок, «голос» в подземке транслирует теперь рекомендации ЦУТ, как добраться наземным транспортом до ближайших метровокзалов. А скоро специалисты центра запустят в соцсетях и для мобильных устройств сервис, чтобы извещать петербуржцев о подобных экстренных ситуациях.

#транспорт #дороги #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (6272) от 19.09.2018 под заголовком «Все пути в одном окне».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.