Все пути в одном окне. Кто и как «дирижирует» дорожным движением в Петербурге
Обновить транспортный парк Петербургу удалось благодаря чемпионату мира по футболу. В наследие от него городу достался и Центр управления транспортом (ЦУТ), вошедший в структуру «Организатора перевозок», подведомственного Смольному предприятия. Там есть все для обеспечения пассажирских перевозок во время масштабных мероприятий — вроде Главного Военно-морского парада и «Алых парусов». Однако оборудование, которым оснащен центр, помогает также обнаруживать и устранять на дорогах неувязки в обычное время. Это одна из первых в России подобных систем.
ФОТО Александра ТАРАСЕНКОВА/ИНТЕРПРЕСС
Нельзя говорить, что транспортными потоками никто в Петербурге не «дирижировал». На всех видах общественного транспорта ситуацию на своих линиях отслеживали перевозчики. Да и Центральная диспетчерская станция (ЦДС), созданная при «Организаторе перевозок», пыталась держать руку на пульсе. Но делала это по старинке.
Допустим, замер на перекрестке трамвай. Водитель поставил в известность свое предприятие, сообщил об этом по телефону диспетчеру ЦДС — и тот уж принимал решения. А когда в Петербурге проходили масштабные форумы или начинались дорожные работы, управлять транспортным сообщением было и вовсе непросто.
Словом, необходимость что-то менять назрела. Но спешка в таких делах неуместна, к тому же на реформирование этой системы Смольный хотел привлечь средства из федеральной казны. И когда перед проведением Кубка конфедераций появилась утвержденная «свыше» стратегия транспортного обеспечения футбольных турниров (увязанная с распоряжениями правительства РФ о формировании безопасной городской среды), это и стало отправной точкой перемен.
Поначалу ЦУТ (точнее, его прообраз) располагался в двух шагах от площади Александра Невского. А в мае 2017 года перебрался на другую площадку, недалеко от площади Победы, где появилось здание Городского мониторингового центра. Кроме транспортной «штаб-квартиры» там поселились Центр обработки вызовов «112» и дежурная служба аппарата губернатора, связанные общей телекоммуникационной сетью. Под крышей этого дома и разместился Единый центр аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», с созданием которого специалисты связывали так много надежд.
Единая площадка по взаимодействию профильных служб Смольного и предприятий, занимающихся перевозками пассажиров, стала одним из элементов начиненного электроникой «умного» центра. Правда, переезда для этого было мало: получив обширную территорию (1000 кв. м), ЦУТ начал обрастать оборудованием, а его специалисты стали отрабатывать действия, моделируя нештатные ситуации. И когда стартовал ЧМ-2018, они встретили его во всеоружии...
«Во время чемпионата мира здесь работал штаб, куда входили чиновники, транспортники и «силовики», — Максим Шипунов, заместитель начальника ЦУТ, показывает свои владения. — Они наблюдали за перемещениями болельщиков по городу, у стадиона на Крестовском острове и за работой общественного транспорта, чтобы избежать скопления техники и людей. А если требовалось, давали команды».
Вот почему ни транспортного коллапса, ни ощутимых заторов в этот период в городе не возникало. Хотя непредвиденные случаи были. Так, 3 июля движение на одном из участков ЗСД перегородил упавший контейнеровоз. Чтобы дать дорогу «шаттлам», развозившим после матча болельщиков, пришлось срочно перекроить маршрут, согласовав его по всей цепочке.
В ту пору дежурные ЦУТ знали расписание матчей как таблицу умножения. Но при этом видели все, что происходит: дабы система видеонаблюдения охватила немалую «футбольную» зону, на Крестовском острове потребовалось установить дополнительно не менее тысячи камер.
Сегодня в Петербурге размещено более 25 тысяч единиц видеооборудования, которое установлено во всех его районах. До старта программы «Безопасный город» этим всевидящим оком пользовались для предотвращения ЧП и аварий только «силовики». Мало того, на период проведения мундиаля ЦУТ получил функции регионального центра управления пассажирскими перевозками и «окошко», куда стала стекаться информация обо всем, что влияет на состояние транспортного комплекса в городе.
После чемпионата мира был сделан еще один шаг вперед. К единому информационному окну ЦУТ сегодня подключено более восьми систем, что позволяет контролировать работу наземного пассажирского транспорта и метро, видеть положение дел на железнодорожных вокзалах и в «Пулково», следить за парковочной зоной и перекрытием улиц в связи с ремонтом дорожного полотна...
«С каждого из восьми рабочих мест у нас можно спроецировать изображение на большой экран, — поясняет дежурный специалист ЦУТ Людмила Петрова. — Крупную картинку мы выводим, если нужно, по каждому из четырех видов пассажирского транспорта. А подключившись к сервису «Яндекс. Пробки» и анализируя скорость движения машин, видим еще и места их скопления, а также перекрестки с неработающим светофором».
Охватить взглядом всю видеостену, состоящую из 12 мониторов, можно лишь, отодвинувшись от нее на несколько шагов. А разрешение видеокамер, обозревающих каждая свой участок, таково, что нетрудно разглядеть номер машины.
Отдельные секторы этого «телевизора» демонстрируют в режиме онлайн показатели пассажиропотока. Задержалось несколько авиарейсов из-за нелетной погоды? Нужно усилить 39-й автобусный маршрут, пролегающий в «Пулково». Дежурный ЦУТ дает подобные рекомендации представителям родственных служб, а уж те реагируют по обстоятельствам.
Программное обеспечение такой системы, которое разработали петербургские айтишники, дает возможность встраивать в нее новые блоки. Спецтехнику комитета по благоустройству, например, она мониторит на дорогах уже теперь. А скоро в поле зрения ЦУТ попадет и спецтранспорт, которым пользуются пожарные службы, станции «Скорой помощи», МЧС.
«Когда мы дооснастим нашу автоматизированную систему, — говорит Максим Шипунов, — можно будет не только отслеживать транспортные потоки, но и перенаправлять их, избегая заторы и нештатные ситуации. В Москве над созданием такой динамичной модели уже работают: на некоторых участках дорог там поставили табло, которые предупреждают водителей о пробках и предлагают схему объезда».
Развиваться и в самом деле есть куда. Когда станции метро, к примеру, закрывают при обнаружении бесхозных сумок, «голос» в подземке транслирует теперь рекомендации ЦУТ, как добраться наземным транспортом до ближайших метровокзалов. А скоро специалисты центра запустят в соцсетях и для мобильных устройств сервис, чтобы извещать петербуржцев о подобных экстренных ситуациях.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (6272) от 19.09.2018 под заголовком «Все пути в одном окне».
Комментарии