Все колокола Феодоровского собора в центре Петербурга воссозданы в точности со своими предшественниками
Колокольня Феодоровского собора одна из самых невысоких в Петербурге, вместе с крестом — 21 метр, а ярус звона расположен всего‑то в десяти метрах от земли. При этом главный купол собора вознесся на 48 метров в небеса. Такова была задумка архитектора: не особенно беспокоить звоном колоколов жителей. Ведь храм построили в самом центре Петербурга, рядом с Николаевским, ныне Московским, вокзалом, где сходились главные дороги столицы Российской империи.
ФОТО Марии ШЕРИХ
История собора Феодоровской иконы Божией Матери связана исключительно с круглыми датами. К 300‑летию царствующего дома Романовых храм построили, к 400‑летию семьи, признанной церковью новомучениками, восстановили. Возводился собор на народные деньги, однако непосредственно к юбилею царствующей семьи, который отмечали в 1913 году, завершить строительство не успели. Только 15 января 1914 года в присутствии императора Николая II и членов его семьи освятили верхний храм. Воссоздание собора — с окончанием 60‑летнего периода расположения в его стенах одного из крупнейших молокозаводов Ленинграда — проводилось на государственные деньги. И еще на средства, привлеченные попечительским советом с участием губернатора Петербурга того периода Валентины Матвиенко.
К счастью, основные конструкции храма сохранились, хотя под нужды молокозавода внутреннее пространство было переформатировано. Практически нетронутой осталась и колокольня, расположенная напротив западного фасада и соединенная с верхним храмом крытым переходом. Во времена молокозавода в ней располагалась телефонная станция.
— Я сам вырос в этих местах и еще во времена молокозавода бывал на этой территории. Когда‑то здесь была конная площадь, и во времена восстановления собора мы находили много подков. Само здание, включая колокольню, сохранилось практически полностью. Колокола действительно установлены на небольшой высоте. Известно, что каждый метр подъема колокола ввысь дает дополнительно 50 метров дальности распространения звучания на открытых пространствах. Здесь, на задворках Николаевского вокзала, открытых пространств, конечно, не было, и архитектор, видимо, не ставил задачи охвата колокольным звоном большой территории, — считает старший звонарь Феодоровского собора Владлен Пигарев.
Восьмигранная с широкими проемами для колоколов, под шатровой черепичной крышей, увенчанной золотым крестом, колокольня видна каждому, кто подходит как со стороны Московского вокзала, так и с Невского проспекта по Полтавской улице. Главное богатство любой колокольни, конечно же, колокола. У Феодоровского собора со времен его постройки они отличались особым звучанием, которое назвали «романовский звон».
— Здесь 11 колоколов. Хотя исторический набор утрачен, при восстановлении собора его полностью воспроизвели. При этом, по отзывам специалистов, романовский звон Феодоровского собора удалось сохранить. Общий вес колоколов — 16 тонн 700 килограммов. Самый большой — благовест 8700 кг, каждый последующий — в два раза меньше весом. Так принято отливать колокола в православии. Скорее всего, это связано с музыкальным интервалом, ведь колокол тоже музыкальный инструмент — ударный. Хотя звонить в соответствии с нотами сложно, в момент удара пробивается одна нота, потом появляется другая. Перезвон сопровождают обертона. Считается, что они отрицательно влияют на чистоту звука, однако, на мой взгляд, обертона украшают звучание, причем не только колокола, но и голоса певца: придают ему особые краски, — утверждает старший звонарь.
А на вопрос, откуда у него такие музыкальные познания, добавляет: «Так я же в детстве музыкальную школу окончил. А теперь уже второй десяток лет тут языком болтаю — и своим, и языками колоколов».
Девять из одиннадцати колоколов собора именные. С такими же названиями, которые были даны им при строительстве собора. Благовест — Михаил-Николай, по именам первого и последнего царей семьи Романовых. Затем в соответствии с членами царской семьи: Александра, Мария, Алексей, Михаил, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Два самых маленьких колокола именными не были: десятый украшен гербом дома Романовых, одиннадцатый — двуглавым орлом. По низу исторических колоколов шла надпись: «Лит в граде Ярославле в 1913 году на заводе т-ва «Оловянишников с-вья».
Как уже сказано, эти колокола утрачены. Скорее всего, они были переплавлены в годы войны на производство оружия. Когда здание освобождали от молокозавода, на территории все же нашли небольшой фрагмент колокола Татьяна. Его можно увидеть в верхнем храме собора среди других исторических реликвий.
И все же сегодня, как и сто лет назад, романовский звон вновь раздается над городом: все колокола воссозданы в точности со своими предшественниками и столь же великолепны, прежде всего — по звучанию. Отлиты они были в 2010 году на известном колокольном заводе в городе Тутаеве Ярославской области.
27 марта 2011 года, в престольный праздник Феодоровского собора, после литургии раздался первый звон возрожденных колоколов и состоялся концерт, устроенный силами лучших звонарей Петербурга. Сам же восстановленный собор был освящен позднее, верхний храм — 14 сентября 2013 года.
В интерьерах верхнего храма, названного непосредственно по Феодоровской иконе Божией Матери, связанной с призванием Михаила Романова на царство в 1613 году, особое место занимает паникадило — главная люстра храма. Конструкция выполнена в форме шапки большого наряда Михаила Федоровича — царского венца, светильники декорированы под драгоценные камни. И люстра, и царское место, и впечатляющий иконостас храма — новоделы. Но воссозданы с мастерством, как верится, не уступающим умениям русских художников прежних веков.
В нижнем храме нельзя не обратить внимание на изображение лабиринта. Подобная символика — большая редкость для православных храмов. Более того, Феодоровский собор единственный в России, где изображен лабиринт, линии которого то ведут к самому центру, то уводят совсем на обочину.
— Лабиринт символизирует путь человека к Богу, который никогда не бывает простым и легким. Порой кажется, что ты уже совсем близок к Создателю, но что‑то опять уводит тебя в сторону. И в тот момент, когда оказываешься в самой дальней точке лабиринта и думаешь, что совсем далек от Господа, вдруг открывается, что вышел на последний прямой отрезок к центру — к постижению Бога, — поясняет протоиерей Александр Сорокин, настоятель Феодоровского собора.
К вере, к познанию Господа призывает и колокольный романовский звон, ежедневно собирающий православных на богослужение. Сначала мерными редкими ударами подает голос благовест — извещает, что скоро начнется служба. А перед самим богослужением звонят во все колокола — радостным трезвоном.
— Как звонарь, свою задачу вижу в том, чтобы вывести людей из обыденности, обратить сердца к Богу. Приятно видеть, как люди, услышав звон, поднимают головы к небу. Задумаются, перекрестятся. Кто‑то путь свой изменяет, чтобы зайти в храм, помолиться о себе, о родных. Про иконы говорят: молитва в красках. Про колокольный звон я бы сказал так: проповедь в бронзе, — заявляет старший звонарь храма Пигарев.
Читайте также:
Купола на Лиговском. Почему Крестовоздвиженский собор назван казачьим?
На пути к ангелу. Шпиль колокольни Петропавловского собора держит городское пространство Петербурга
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2114 (7790) от 12.11.2024 под заголовком «Романовский звон над городом».
Комментарии