Колокола, било и куранты: у любимого горожанами Спасо-Преображенского собора сразу несколько голосов
У каждого петербургского храма свой голос. Колокольным звоном призывают прихожан на службу, и специалисты отмечают, что звучание у всякой церкви свое, особенное. При этом Спасо-Преображенский собор отличается от всех других храмов города — у него несколько голосов. Каждый час отбивают часы-куранты. На службу прихожан созывают 14 колоколов, а в их бой вплетается звучание еще одного особенного инструмента — било. И это в колокольном звоне теперь большая редкость.

ФОТО Марии ШЕРИХ
— Било — как дополнение. Его звук я добавляю к звону лишь двух колоколов. Только с ними оно сочетается, звучит в одну октаву, с другими колоколами такого слитного созвучия не получается. Управление билом встроено в систему педалей и тросов всей колокольной системы собора, для него выведена отдельная педаль, — рассказывает звонарь Иван Суханов.
Пятиглавый Спасо-Преображенский собор построен по проекту Василия Стасова на месте более ранней церкви. Храм, который в годы Российской империи носил звание «всея гвардии», в прошедшем году отметил свое 270‑летие. Фасады собора оформлены двенадцатиметровыми четырехколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.
— Бой курантов жители слышат каждый час, круглосуточно. Часовой колокол — с шахтой и маятником, по нему сверху бьет молоток без участия звонаря. Это система XVIII века, — поясняет звонарь.
Из четырех башен, расположенных по углам здания, для колокольного звона задействованы две. На основной, юго-западной, размещены 13 колоколов разного веса и различной мощи звучания, отливались они в основном в середине 2000‑х годов. Старинных колоколов совсем немного, один XIX века, хотя собору он достался без языка, который пришлось восстанавливать, на чаше колокола сохранилось имя благотворителя купца Сергия Антоновича.

ФОТО Марии ШЕРИХ
На отдельной колокольне — пятитонный благовест, изготовленный на заводе в Каменске-Уральском Свердловской области. Кстати, этот город иногда называют колокольной столицей, так как очень многие церкви и соборы России не только в наше время но и в прежние годы обрели голос благодаря уральским литейщикам. В том числе — Спасо-Преображенский собор. Как уже сказано, в хор его 14 колоколов вплетается еще звук от било.
— Люди сегодня редко задумываются о том, что колокола были не всегда: настолько их бой теперь привычен. Первые колокола в христианском мире появились в V веке. До этого существовало другое устройство, которое было еще долго распространено, даже наряду с колоколами. Это било — колотушка или пластина, деревянная или металлическая. Оно выполняло ту же функцию, что и колокола, перед службой обходили храм и стучали билом, созывая на молитву. Но колокола симпатичнее, — отмечает архимандрит Николай Федоров, преподающий церковную архитектуру.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Как у любой колокольни, так и у каждого звонаря своя история о том, как он обрел эту редкую профессию. В первую очередь привлекает духовное содержание такого занятия, а также увлечение музыкой. Звонарь Спасо-Преображенского собора — композитор, закончил петербургскую Консерваторию.
— В этом соборе я семь лет, а так звоню давно. Начал еще в 1997 году в Архангельске, откуда сам родом. Там в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» начали в те годы возрождать колокольные звоны, вот и стал пробовать звонить. Приехал в Петербург, поступил на композиторское отделение в Консерваторию. Но звонить не перестал, сначала в Александро-Невской лавре бил в колокола, теперь уже семь лет здесь. Конечно, не только этим занимаюсь, пишу симфоническую музыку, камерную, — вспоминает свою историю Иван Суханов.
— А для колоколов можно какие‑то мелодии писать? Или для них уже все написано? — интересуюсь у композитора.
— Каждая колокольня индивидуальна, на одной звучание одно, на другой будет совсем по‑другому. Здесь, на этой колокольне, у меня уже сложился звон, хотя сам тоже пытаюсь что-то придумать, без импровизации не обходится. Сверху мне всю Преображенскую площадь видно. Замечаю, что люди стоят, слушают, значит, их что‑то привлекает, останавливает, — говорит Суханов.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Звон колоколов над Преображенской площадью разносится в дни больших церковных праздников. Также каждое воскресенье перед литургией в течение получаса раздается призывный звон с басом от благовеста, звонят перед субботней вечерней службой. Во многих петербургских храмах в светлую Пасхальную седмицу приглашают всех желающих попробовать себя в колокольном звоне. В Спасо-Преображенском соборе подниматься на колокольню прихожанам вместе с детьми предлагают не только в Пасхальную седмицу, но и каждое воскресенье в последующие несколько недель. Больше всего хочется ударить в колокола, естественно, детям, и радостный трезвон разносится над городом.
— Так у нас в каждый праздник. Где‑то звонят электронным способом, нажимают кнопку, но я не сторонник каких‑то искусственных приспособлений в храме. Звонить должен человек, который вкладывает в это свое сердце, душу, — считает настоятель Спасо-Преображенского собора отец Николай.
Читайте также:
В честь победы при Гангуте. 30 лет звонят колокола Пантелеимоновской церкви после возрождения храма
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7841) от 05.02.2025 под заголовком «Колокола, било и куранты».
Комментарии