Колокола, било и куранты: у любимого горожанами Спасо-Преображенского собора сразу несколько голосов

У каждого петербургского храма свой голос. Колокольным звоном призывают прихожан на службу, и специалисты отмечают, что звучание у всякой церкви свое, особенное. При этом Спасо-Преображенский собор отличается от всех других храмов города — у него несколько голосов. Каждый час отбивают часы-куранты. На службу прихожан созывают 14 колоколов, а в их бой вплетается звучание еще одного особенного инструмента — било. И это в колокольном звоне теперь большая редкость.

Колокола, било и куранты: у любимого горожанами Спасо-Преображенского собора сразу несколько голосов | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Било — как дополнение. Его звук я добавляю к звону лишь двух колоколов. Только с ними оно сочетается, звучит в одну октаву, с другими колоколами такого слитного созвучия не получается. Управление билом встроено в систему педалей и тросов всей колокольной системы собора, для него выведена отдельная педаль, — рассказывает звонарь Иван Суханов.

Пятиглавый Спасо-Преображенский собор построен по проекту Василия Стасова на месте более ранней церкви. Храм, который в годы Российской империи носил звание «всея гвардии», в прошедшем году отметил свое 270‑летие. Фасады собора оформлены двенадцатиметровыми четырехколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Бой курантов жители слышат каждый час, круглосуточно. Часовой колокол — с шахтой и маятником, по нему сверху бьет молоток без участия звонаря. Это система XVIII века, — поясняет звонарь.

Из четырех башен, расположенных по углам здания, для колокольного звона задействованы две. На основной, юго-западной, размещены 13 колоколов разного веса и различной мощи звучания, отливались они в основном в середине 2000‑х годов. Старинных колоколов совсем немного, один XIX века, хотя собору он достался без языка, который пришлось восстанавливать, на чаше колокола сохранилось имя благотворителя купца Сергия Антоновича.

Спасо-Преображенский3_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

На отдельной колокольне — пятитонный благовест, изготовленный на заводе в Каменске-­Уральском Свердловской области. Кстати, этот город иногда называют колокольной столицей, так как очень многие церкви и соборы России не только в наше время но и в прежние годы обрели голос благодаря уральским литейщикам. В том числе — Спасо-Преображенский собор. Как уже сказано, в хор его 14 колоколов вплетается еще звук от било.

Люди сегодня редко задумываются о том, что колокола были не всегда: настолько их бой теперь привычен. Первые колокола в христианском мире появились в V веке. До этого существовало другое устройство, которое было еще долго распространено, даже наряду с колоколами. Это било — колотушка или пластина, деревянная или металлическая. Оно выполняло ту же функцию, что и колокола, перед службой обходили храм и стучали билом, созывая на молитву. Но колокола симпатичнее, — отмечает архимандрит Николай Федоров, преподающий церковную архитектуру.

Спасо-Преображенский4_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

Как у любой колокольни, так и у каждого звонаря своя история о том, как он обрел эту редкую профессию. В первую очередь привлекает духовное содержание такого занятия, а также увлечение музыкой. Звонарь Спасо-Преображенского собора — композитор, закончил петербургскую Консерваторию.

В этом соборе я семь лет, а так звоню давно. Начал еще в 1997 году в Архангельске, откуда сам родом. Там в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» начали в те годы возрождать колокольные звоны, вот и стал пробовать звонить. Приехал в Петербург, поступил на композиторское отделение в Консерваторию. Но звонить не перестал, сначала в Александро-Невской лавре бил в колокола, теперь уже семь лет здесь. Конечно, не только этим занимаюсь, пишу симфоническую музыку, камерную, — вспоминает свою историю Иван Суханов.

А для колоколов можно какие‑­то мелодии писать? Или для них уже все написано? — интересуюсь у композитора.

Каждая колокольня индивидуальна, на одной звучание одно, на другой будет совсем по‑другому. Здесь, на этой колокольне, у меня уже сложился звон, хотя сам тоже пытаюсь что-то придумать, без импровизации не обходится. Сверху мне всю Преображенскую площадь видно. Замечаю, что люди стоят, слушают, значит, их что‑то привлекает, останавливает, — говорит Суханов.

Спасо-Преображенский2_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

Звон колоколов над Преображенской площадью разносится в дни больших церковных праздников. Также каждое воскресенье перед литургией в течение получаса раздается призывный звон с басом от благовеста, звонят перед субботней вечерней службой. Во многих петербургских храмах в светлую Пасхальную седмицу приглашают всех желающих попробовать себя в колокольном звоне. В Спасо-Преображенском соборе подниматься на колокольню прихожанам вместе с детьми предлагают не только в Пасхальную седмицу, но и каждое воскресенье в последующие несколько недель. Больше всего хочется ударить в колокола, естественно, детям, и радостный трезвон разносится над городом.

Так у нас в каждый праздник. Где‑то звонят электронным способом, нажимают кнопку, но я не сторонник каких‑то искусственных приспособлений в храме. Звонить должен человек, который вкладывает в это свое сердце, душу, — считает настоятель Спасо-Преображенского собора отец Николай.

Читайте также:

Все колокола Феодоровского собора в центре Петербурга воссозданы в точности со своими предшественниками

В честь победы при Гангуте. 30 лет звонят колокола Пантелеимоновской церкви после возрождения храма



#колокольня #Спасо-Преображенский собор #храмы и церкви

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7841) от 05.02.2025 под заголовком «Колокола, било и куранты».


Комментарии