Все древности обители. Чем интересен Музей Александро-Невской лавры
У Музея Александро-Невской лавры, называемого древлехранилищем, был предшественник, действовавший в монастыре до революции. Музей был воссоздан три года назад на общей волне восстановления «институций» обители, утраченных после 1917 года.
ФОТО предоставлено Музеем церковной реставрации
– Мы рассказываем об истории монастыря, храним лаврские древности – предметы церковного искусства, – говорит хранитель древлехранилища Роман Катаев.
Штат учреждения небольшой – всего три человека: заведующий, научный сотрудник и художник-дизайнер. Хорошим подспорьем служит помощь волонтеров – студентов, которые проходят здесь практику. Многие потом не теряют связи с древлехранилищем, даже создают с ним совместные проекты.
Например, в этом году несколько студентов Санкт-Петербургского государственного университета подготовили календарь, содержащий даты рождения и смерти лиц, погребенных на Никольском кладбище Лавры, а также включающий важнейшие вехи их жизни. Кроме того, студенты Академии Штиглица и училища Рериха во время практики под руководством своих руководителей реставрируют иконы из музейного собрания.
Впрочем, древлехранилище посвящено прошлому не только монастыря, но и зданий, расположенных на Монастырском острове. В этом году открылась выставка, уже ставшая частью постоянной экспозиции и рассказывающая о роли духовенства во время Великой Отечественной войны, а также о том, как использовали тогда постройки Лавры.
– Здание Духовной академии и Митрополичий корпус занимал эвакуационный госпиталь. А в 1944 году многие помещения Лавры, кроме Свято-Троицкого собора, занял Центральный научно-исследовательский институт № 48, впоследствии известный как ЦНИИ «Прометей». Здесь находились лаборатории и производственные мастерские, где, в частности, разрабатывали танковую броню, – пояснил Роман Катаев.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВАВ Свято-Троицком соборе в 1942 году специально для воинских церемониалов был устроен гражданский мемориал, посвященный Александру Невскому. На том месте, где прежде располагались мощи святого благоверного князя (напомним, в 1922 году их изъяли и передали в Музей истории религии и атеизма), по проекту художника Анны Лепорской была устроена сень, напоминающая церковную. Под ней установили нечто вроде памятной доски с надписью о том, что на этом месте с 1724 года находились останки Александра Невского. А возле могилы Александра Суворова в Благовещенской церкви воины Красной армии принимали присягу.
– В недалеком будущем в Лавре появится еще один музей – церковной реставрации. В обители за прошедшую почти четверть века было проведено большое количество восстановительных работ, причем зачастую уникальных, использовались редкие технологии. Так что мы обладаем достаточным запасом знаний и умений, и музей станет одновременно и своего рода методическим кабинетом. Его работу готовы поддержать специалисты КГИОП, профильных реставрационных предприятий, вузы, в которых существуют соответствующие кафедры, – рассказал помощник наместника Лавры по реставрации Алексей Одинцов.
Экспонатов для музея уже собрано достаточно. Среди них есть и артефакты, свидетельствующие о бытования монастыря до его передачи епархии. К примеру, кумачовый транспарант времен «развитого социализма», украшавший когда-то один из цехов ЦНИИ «Прометей». Лозунг на нем гласит: «В борьбе за эффективность и качество ни одного отстающего рядом!». Вряд ли кого-то оставит безразличным и пластиковый стенд с профилем Ильича и полным текстом морального кодекса строителя коммунизма – он когда-то украшал центральную лестницу Братского корпуса.
Из разряда курьезов – письмо последней четверти XIX века, найденное при реставрации под паркетом Надвратной церкви. Автор послания – некий потомственный дворянин, фамилия которого написана неразборчиво (похоже на Тихановича), адресовано оно издателю журнала «Наблюдатель» историку литературы Александру Пятковскому.
Содержание письма, конечно, не относится к Лавре, но тем не менее весьма любопытно. Автор возмущается какой-то публикацией, которая ему категорически не понравилась. И отмечает, что готов представить свои разъяснения в городских газетах, в том числе «Санкт-Петербургских ведомостях». Особенно умиляет обращение к адресату: «Шут гороховый, Дон-Кихот болотный!»...
Все материалы о реставрации Александро-Невской лавры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6835) от 25.12.2020 под заголовком «Все древности обители».





Комментарии