Волевой жест. Как прошел чемпионат «Абилимпикс»

Оба чемпионата – часть международного движения, оба – состязания в профессиональном мастерстве, самом разном, от столярного до робототехники. Просто «Абилимпикс» – для людей с ограничениями по здоровью или с инвалидностью. Петербургский чемпионат отличился: ввел компетенцию «жестовое искусство».

Волевой жест. Как прошел чемпионат «Абилимпикс»  | ФОТО Pixabay / onkelglocke

ФОТО Pixabay / onkelglocke

По словам директора регионального центра развития «Абилимпикса» в Петербурге Анастасии Ивановой, в этом году состязались в 70 компетенциях, но Петербург – культурная столица, и решили ввести «культурную» компетенцию. Ею и стало «жестовое искусство».

Все обычно сразу думают про жестовое пение – на самом деле вовсе не обязательно, говорит эксперт в этой новой компетенции Людмила Семушева. Это и искусство перевода. В городе и в стране в целом острая нехватка гидов, музейщиков и других работников культурной сферы, знающих русский жестовый. По-хорошему, чтобы правильно перевести какой-нибудь спектакль, сурдопереводчику надо с режиссером общаться и все уточнять. Мы ведь не ожидаем, что переводчик, скажем, с русского на французский с ходу переведет «Братья и сестры» Абрамова.

Как говорит первый зампред комитета по культуре Федор Болтин, некоторые театры (Театр эстрады, Театр Комедии им. Акимова, «Балтдом») задумались над тем, чтобы снабжать онлайн-постановки суродопереводом. В следующем году планируется открыть курсы повышения квалификации по жестовому языку в сфере культуры – заинтересованы Университет им. Герцена и Институт культурных программ.

Компетенции на «Абилимпиксе» – во многом те же, что и на «Ворлдскиллс». В том числе звучащие причудливо. Например, карвинг. В кулинарии это искусство художественной резки овощей. Или «мастер ОЦИ» – это про обработку цифровой информации. Или «прикладная эстетика» – даже в поисковике есть запрос «что это?». Это из области косметологии.

Чего в «Ворлдскиллсе» нет – так это жестового пения. Его и в «Абилимпиксе» не было, хотя сам бог велел. Вот петербуржцы додумались и внесли: авторами заданий стали сотрудница Охтинского колледжа Олеся Богданова и директор Санкт-Петербургского театра глухих Владимир Бочаров.

Читаешь правила – и понимаешь, почему речь об «искусстве»: конкурсант должен, например, синхронно жестами исполнить стихотворение «с проговариванием слов». Правильно подобрать жестовые синонимы и эпитеты к словам стихотворения. Точно выполнить жесты – в таких случаях говорят о культуре жестового языка: он, как и любой язык, может быть неграмотным и невнятным.

В VI региональном чемпионате «Абилимпикс» в разных номинациях победили Охтинский колледж, школа № 5 Адмиралтейского района, Педагогический университет имени А. И. Герцена, дом детского творчества «Левобережный» Невского района, техникум «Профессионально-реабилитационный центр». Лучшими районами по развитию движения «Абилимпикс» стали Невский, Василеостровский и Красногвардейский.

Участники-победители будут представлять Петербург на VII национальном чемпионате «Абилимпикс» в Москве в ноябре. А вообще-то почти сразу после региональных состязаний триумфаторы поехали в Краснодарский край на сборы – уже готовятся к Х международному чемпионату. Он пройдет в следующем мае. Принимают Россия, Москва.

#чемпионат #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7022) от 04.10.2021 под заголовком «Волевой жест».


Комментарии