2Vtzqv4Hz9U

Водитель поневоле. Тысячи петербуржцев находятся в заложниках у предприятий-банкротов

«Не против, если закурю?» - неожиданно спросил меня водитель такси. Поскольку я не возражал, он тут же с удовольствием затянулся. А заметив, что я мельком глянул на пристроенную между сиденьями початую банку энергетика, добавил: «Это чтобы спать не хотелось - полсуток уже на ногах».

Водитель поневоле. Тысячи петербуржцев находятся в заложниках у предприятий-банкротов |

Пока ехали — разговорились. Оказалось, что Виталий Семенов (имя изменено) - слесарь по основной специальности, «таксует» от имени одного из интернет-агрегаторов не от хорошей жизни. «Если бы у меня была постоянная работа и достойный заработок, разве пошел бы я в таксисты? Да ни в жизнь! - в сердцах сказал он. - Кручу баранку от безысходности - семью надо кормить. А как еще это сделаешь в моей ситуации, если формально я вроде как слесарь, а в реальной жизни - таксист?»

«Как так может быть?» - спросите вы. И я тоже спросил. Оказалось, что водитель - из тех бедолаг, которые остались в заложниках у одного из питерских предприятий-банкротов. Ситуация выглядит так: предприятие, на котором до сих пор формально числится Виталий, давно погрязло в долгах. И уже получило официальный статус финансово несостоятельного. То есть банкрота. «Что можно было продать - уже продано или украдено. И ничего, кроме долгов, там нет, - поведал собеседник. - Однако на предприятии по-прежнему числятся несколько сотен человек: у нас там лежат трудовые книжки». На логичный вопрос, почему он, как и его товарищи по несчастью, до сих пор не уволился, Виталий сказал как отрезал: «Не могу простить долгов»...

По его словам, оказавшийся неплатежеспособным работодатель задолжал только ему около 100 тысяч рублей. А в целом трудовому коллективу - миллионы. «Когда начались проблемы с выплатой зарплаты, нам говорили: потерпите, все будет нормально. Мы верили и терпели, поскольку многие отработали по два-три десятка лет, - рассказал он. - Месяц шел за месяцем, платили через пень колоду, кормили «завтраками». Потом вдруг выяснилось, что предприятие находится в руках уже других владельцев, а большая часть его имущества отписана банкам и каким-то «левым» людям. А платить перестали вовсе...».

Писали они в самые разные инстанции. Ответы если и получали, то по большей части формальные. Мол, разбираемся, контролируем ситуацию. Только вот лучше от этого не становилось: завод работать перестал вовсе, а зарплату за многие месяцы работники так и не получили. Тем не менее многие до сих пор так и не уволились с предприятия.

«Поймите меня правильно: я не против работать по специальности, поскольку руки есть и высокий разряд тоже, - делится наболевшим Виталий. - Но если уволюсь - честно заработанных ста тысяч точно не увижу. Ведь если у числящихся в штате еще есть хоть какая-то надежда на то, что с ними рассчитаются, то уволившимся по собственному желанию денег точно не дадут».

А поскольку формально, по трудовой книжке, Виталий и его коллеги устроиться на работу не могут, то «крутятся» кто как может. Одни, имеющие автомобиль, подрабатывают водителями. Другие подались в охранники или сторожа. Третьи - в строители, работая по договору. А четвертые и вовсе перебиваются с хлеба на воду, довольствуясь случайными заработками.

И это не единичный случай. По данным Государственной трудовой инспекции, каждое третье вовремя не выплачивающее зарплату сотрудникам предприятие Петербурга пребывает в состоянии банкротства. И как минимум полторы тысячи петербуржцев находятся примерно в том же положении, что и Виталий. То есть формально работа у них все еще есть, а вот заработка давно нет.

При этом причины невыплат разные, вплоть до банального нежелания рассчитаться с работниками. И случаев, когда руководители предприятий, имея возможность производить выплаты зарплаты подчиненным, тратят деньги в свое удовольствие, предостаточно. Правда, нередко это выходит им боком, поскольку прокуратура и другие контролеры не дремлют, а за совершение преступления по ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ («невыплата зарплаты и иных выплат свыше 2 месяцев, совершенная из корыстной и иной личной заинтересованности») можно схлопотать вполне реальный тюремный срок.

«Если все инструменты давления на работодателя в случае невыплаты зарплаты уже использованы, надо подавать в суд, - говорит юрист Алексей Сергеев. - И лучше, если иск будет коллективным. Поскольку налицо явное нарушение законодательства, решение суда будет вынесено в пользу работников, и у них появится дополнительный аргумент в пользу получения заработанных денег». Правда, он признает: если у компании уже нет денег и имущества, которое может быть реализовано для погашения долгов (а обычно среди них не только зарплатные, но и налоговые, к примеру), шансы на позитивное развитие ситуации стремятся к нулю. «Но надо пробовать использовать все инструменты», - советует юрист.

А самое главное - не терпеть и покорно ждать выплат, а требовать честно заработанное. Закон в этом отношении однозначен: в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).

КСТАТИ

В течение первых двух месяцев нынешнего года сумма погашенной задолженности по заработной плате составила в Петербурге более 438 млн рублей, долги получили 5660 человек. По результатам проверок только за февраль 2019-го Государственная инспекция труда направила в соответствующие инстанции для принятия решения о возбуждении уголовного дела четыре материала.

Читайте также, как в Петербурге борются с долгами по зарплате.

#банкротство #задолженности по зарплате #Санкт-Петербург

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6412) от 02.04.2019 под заголовком «Водитель поневоле».


Комментарии