Вернуть Петра на Кирочную. Как Таврический сад стал музеем монументов под открытым небом
Невозможно не поразиться: Таврический сад и его окрестности — «скульптурное место», настоящее средоточие самых разных произведений монументального искусства. Причем памятники из разных эпох, и тем не менее все вместе они выглядят достаточно органично, ни один другому не мешает.

ФОТО Полины АКИМОВОЙ
В 1962 году в саду появился памятник работы замечательного скульптора Виктора Новикова пионерам-героям, защищавшим Ленинград. В 1990 году установили скульптуру Петра Чайковского, в 1995‑м — Сергея Есенина. Открыл же «монументальную» историю Таврического сада памятник Владимиру Ленину работы скульптора Вениамина Пинчука. Скульптура, созданная в 1956 году, стояла с правой стороны от нынешнего киноцентра «Ленинград» при входе в парк. В 1990‑х годах вандалы периодически обливали Ильича краской, и в конце концов памятник перенесли в Музей городской скульптуры…
А каких только памятников нет в ближайших окрестностях Таврического сада! Полководцам — Александру Суворову на Кирочной и Алексею Брусилову на Шпалерной, на ней же инженеру путей сообщения Павлу Палибину. Не забудем и про водовоза у водонапорной башни. А еще — памятник Эдуарду Эйхвальду, организатору и первому директору Императорского клинического института, в сквере Медицинской академии последипломного образования.
На Шпалерной улице — памятник Феликсу Дзержинскому. Любопытно, что инициатором его установки была Галина Баринова, в ту пору директор Ленинградского филиала Музея Ленина в Мраморном дворце. Она обратилась к тогдашнему руководителю города Григорию Романову: почему в районе, который носит имя Дзержинского, нет ему памятника? Романов дал добро. Автором скульптуры, появившейся в 1981 году, стал Владимир Горевой, который впоследствии был больше известен как автор памятника царям и царедворцам, он же — автор памятника Айвазовскому в Кронштадте и Анне Зеленовой в Павловске…
И неплохо было бы еще вернуть памятник Петру Великому работы Марка Антокольского в сквере перед бывшим госпиталем Преображенского полка на Кирочной улице. И хотя памятник был «типовым», Антокольского много не бывает, поскольку Марк Матвеевич — это гений. К чему бы ни прикасалась его рука, получалось яркое произведение искусства.
Читйте также:
Приморский за трубой. Чем интересен городской район, который в народе называют «затрубьем»
Корона посреди поля: тайны и история берегов реки Глухарки
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7929) от 18.06.2025 под заголовком «Вернуть Петра на Кирочную».
Комментарии