В зоне доступа. Жителям территорий платной стоянки расширят границы действия парковочного разрешения
Под занавес уходящего года Смольный преподнес жителям Адмиралтейского района, озабоченным проблемой платных парковок, долгожданный подарок — с 1 января 2023‑го разрешение местного жителя будет действовать на территории всего района, а не муниципального округа, как прежде. Впрочем, те, кто хоть немного знаком с позицией и аргументами адмиралтейцев по этому вопросу, с их убежденностью в своей правоте и решимостью отстаивать ее до конца, были уверены в таком решении городских властей. Ведь в своих обращениях к ним активисты не ограничивались эмоциями, а опирались на факты, цитировали законы и проводили довольно серьезную аналитику.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Горожан услышали
Губернатор Александр Беглов поручил комитету по транспорту провести встречи с жителями. По результатам трех таких встреч были проанализированы передвижения граждан в пределах района. Установлено, что наибольшее количество поездок в зоне платной парковки связано с посещением объектов социальной инфраструктуры — они находятся, как правило, на территории различных муниципальных округов в границах района. Глава Смольного отметил, что жителям территорий платной парковки важно обеспечить беспрепятственный доступ к социальной инфраструктуре. «Принято решение на данном этапе расширить зону действия парковочного разрешения до границ всего района», — сообщил Александр Беглов. Комитет по транспорту продолжит корректировку схем дорожного движения и расположения парковочных мест с учетом предложений жителей, обязательно будут учитываться места для инвалидов.
Все вышеперечисленное — из официального пресс-релиза горадминистрации.
На встречу с корреспондентом в редакцию «Санкт-Петербургских ведомостей» активисты пришли втроем, хотя активное ядро горожан насчитывает десятки человек. Алексей Каменский и Светлана Лубышева из Адмиралтейского района, Микаэлла Клюева — из Петроградского (платная парковка здесь появится с июля 2023 года). В созданной Алексеем группе ВК «Парковки в Адмиралтейском районе» уже более 1,7 тыс. участников, в аналогичной группе Петроградской стороны — 134 человека.
— Когда я подключилась к этой работе, сразу поняла: надо идти к депутатам, — рассказывает Светлана. — Петицию (сейчас под ней 1271 подпись. — Прим. ред.) я отнесла нашему депутату от Адмиралтейского района Наталье Астаховой на встречу, которую она провела с жителями района в формате «круглого стола» (желающих встретиться с ней оказалось немало). Астахова же инициировала создание рабочей группы в ЗакСе, куда мы были приглашены. На том заседании присутствовали трое представителей Смольного, пятеро депутатов и несколько десятков общественников.
Науке вопреки
Нам говорят: задача платной парковки — создать приоритетные условия для движения общественного транспорта и разгрузить улицы от избыточного трафика. И это верно — теоретически. Но кто просчитывал проект, оценивал этот трафик и возможности общественного транспорта в меняющихся условиях?
Еще в 2019 году в Северной столице была принята «Комплексная схема организации дорожного движения Санкт-Петербурга до 2036 года» (КСОДД). Это объемная, научно обоснованная разработка, за которую город заплатил немалые деньги солидной проектной организации. Документ официально утвержден (распоряжение КРТИ № 552‑р от 26.11.2019). Так вот, там четко сказано, что делать платную парковку в Адмиралтейском районе можно только после 2029 – 2036 гг., то есть когда появятся станции метро «Театральная» и «Площадь Репина». И еще в этой схеме есть указания: при уменьшении количества парковочных мест при организации ЗПП «необходимо обеспечить жителей альтернативными парковочными местами путем строительства паркингов и обустройства дополнительных парковочных мест на внеуличных территориях».
«Ни метро, ни паркингов, ни дополнительных мест мы не видим, а вот зона платной парковки есть. На чем основывал свои решения комитет по транспорту? Почему отверг научные обоснования и нарушил КСОДД? На эти вопросы нам ответа не дают», — говорят адмиралтейцы.
Зона платной парковки у нас обустраивается «ковровым» способом — то есть в адресный перечень улиц с ЗПП входят все улицы района скопом. Среди них есть как транзитные, по которым ходит общественный транспорт (таких около 5 %), так и нет.
«Если вы хотите ускорить движение общественного транспорта, имеет смысл запретить или сделать платной парковку именно на транзитных улицах, — считает Алексей Каменский. — В таком случае по остальным, боковым, «размажутся» эти самые 5 % машин, что довольно мало. Для жителей это будет все равно лучше, чем то сокращение, которое произведено сейчас.
Нам говорят: ЗПП разгрузила центр от избыточного транспорта, благодаря чему количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, снизилось на 25 %. Но вот в среднем по городу снижение числа ДТП за один только октябрь 2022 г., по информации ГИБДД, составило 28,9 %. Выходит, в зоне платных парковок дорожная ситуация ухудшилась по сравнению с остальной частью города, где ЗПП еще нет?»
Количество мест для парковки после установки знаков и нанесения разметки сильно сократилось. По официальным данным (а они разнятся), сейчас зона платной парковки включает 364 улицы в двух районах, где оборудовано то ли 27, то ли 29 тысяч машино-мест в совокупности. В Адмиралтейском было около 16 тыс. мест, стало 11 тысяч на 153 улицах, из них 1,1 тыс. — для инвалидов (их администрирует уже не комитет по транспорту, а ГИБДД).
Ни остановиться, ни втиснуться
Активисты антипарковочного движения перечисляют несоответствия и просчеты в организации зоны в их районе:
«Возьмем участок набережной канала Грибоедова от Английского проспекта до Садовой: там стерли нанесенную было разметку, убрали знаки платной парковки и поставили знак «Только для автобусов». Метров 25 «откусили», десять машино-мест. Еще минус два места — у мусорных контейнеров. Итого парковочные возможности участка уменьшились вчетверо. И таких немало».
«На углу Садовой и Гороховой висит знак платной парковки, а разметка — как для инвалидов. Кто бы ни встал — нарушит. Мастерская улица в «платном» перечне есть, а знаков нет, то есть по факту она бесплатная. И, кстати: никто там в два ряда не стоит — все как обычно».
«На тупиковой Канонерской улице, где раньше машины стояли по двум сторонам, теперь так же по обеим сторонам запрещена даже остановка».
«На многих улицах ради платной парковки произвольно запретили остановку на одной из сторон. У моего парадного тоже такой знак, на противоположной стороне — платная парковка, занятая машинами. Я не могу подъехать к своему дому даже для того, чтобы высадить кого‑то из машины, — автоматически получу штраф 3 тысячи. Впереди перекресток, пешеходный переход. Как я могу выйти из такси, не нарушая ПДД? Нельзя притормозить даже социальному такси для инвалидов. Остановку запретили у всех школ, детсадов, домов творчества. Запретить в таких местах стоянку — это было бы понятно, но вот остановку…»
«В конце рабочего дня в транспорт, идущий из конца Коломны в направлении Сенной, стало не втиснуться. Раньше работники «Адмиралтейских верфей» ездили на машинах, но нам не мешали: днем нас нет, а вечером их, так что места всем хватало. Не надо было делать платную парковку у таких мест. Это же не центр, верфи — рабочий край района».
«Коммунальные службы, аварийные, «Водоканал» решают проблему платной парковки так же, как и водители личных автомобилей — закрытием номеров. Водители пробовали оплачивать парковку, но в бухгалтерии отказались принять эти счета — у них нет такой статьи расходов».
«Вообще у платных парковок очень сомнительная правовая основа, особенно в том, что касается первых «бесплатных» 15 минут стоянки. Если строго придерживаться буквы закона, то он в любом случае предписывает платить 100 рублей за любую остановку на платном участке. А если ты приехал, немного постоял и уехал, а потом вернулся на то же место? Двух фоточек для установления факта правонарушения мало — подтверждением может быть либо непрерывная видеосъемка, либо с интервалом в несколько секунд. Значит, город нужно опутать сетями видеокамер?»
«Бюрократические издержки (например, оформление льготных разрешений при условии обязательного предоставления согласия всех собственников) необходимо искоренить. Все собственники юридически равны в правах, и ставить их в зависимость от чужой воли некорректно ни с юридической, ни с моральной точки зрения».
Презумпция виновности
Еще одна распространенная проблема, о которой говорят люди в группах и на встречах с чиновниками, — технические неполадки, нередко возникающие при оплате парковки. При этом ответственность за них несут почему‑то потребители.
Адмиралтейцы рассказывают конкретные истории людей, которые не смогли оплатить парковку из‑за того, что что‑то зависло или не дошло. Паркомат не сработал, человек звонил в ГЦУП, потом оплатил сессию через SМS, но, пока дозванивался, 15 минут прошло. Итог — штраф, в обжаловании отказано. За что штраф — за то, что ГЦУП не обеспечил возможность оплаты?
Другой случай: человек оплатил парковку через приложение и пошел по своим делам. Спустя два дня (!) ему пришло уведомление: ваш платеж не прошел. Штраф.
Еще ситуация: местный житель с разрешением резидента запарковал машину на улице своего МО, но ему опять‑таки прилетело «письмо счастья». Стал разбираться, почему. В ГЦУП ему объяснили: был технический сбой. Штраф не отменен, извинения не принесены. Другому местному жителю каждый день приходит по штрафу — уже на 18 тысяч накапало. В ГЦУП сказали — была допущена ошибка при оформлении льготного разрешения. Извинились. Ошибку исправили. А вот штрафы все капают…
Как доказать свою невиновность? Каждое действие и все разговоры с операторами записывать на видео? Это уже какая‑то игра в шпионов получается. Причем игра своеобразная — в одни ворота.
Тем, кто оставлял машину бесплатно в зоне платной парковки, в прошедшем году в Петербурге выписали 365 тысяч штрафов — на сумму хорошо за миллиард. Это в три раза больше, чем в 2021‑м.
Доходы от абонементов и оплаты парковочных сессий нынче превысили 857 млн рублей — в четыре раза больше, чем в 2021‑м.
Говорят, эти деньги из городского бюджета направляют на строительство социальных объектов, благоустройство, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры… Хорошо бы, конечно. Но это, увы, не совсем так: почти 886,3 млн рублей (то есть больше, чем заработала парковка) из городского бюджета нынче пошло… на содержание Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга». В следующем году эта сумма чуть уменьшится (до 786,5 млн), а далее будет снова расти и в 2027‑м вплотную приблизится к отметке миллиард (996,9 млн).
Подойти без фанатизма
По первому диплому Алексей Каменский — инженер городского строительства и хозяйства, по второму — юрист (он директор частной юридической фирмы). Модный ныне термин «урбанист» к нему вообще‑то вполне применим, но сам Алексей себя так не именует:
— У меня образование традиционное — в институте я сдавал такие предметы, как градостроительство, планировка и застройка населенных мест, технология строительства…
Он полагает, что сама по себе платная парковка может быть и не злом для жителей, если организовать ее вдумчиво, «без фанатизма», просчитав последствия и предусмотрев (предотвратив) возможные конфликты и противоречия. Нельзя слепо копировать, тиражировать чужой опыт, игнорируя особенности своего города или района.
«В Москве платная парковка в центре, внутри Садового кольца, — говорит Каменский. — Эта площадь намного меньше, чем территория наших четырех исторических районов, где уже есть или планируется ЗПП. Там намного плотнее застройка, выше этажность, да и сама Москва существенно богаче. Там лучше развито метро и общая транспортная связность. А Адмиралтейский район, особенно Коломна, западная его часть — это, по сути, рабочая окраина. Средняя этажность — четыре этажа. Системы больших дворов, которые невозможно закрыть. Застройка более разреженная, чем в Центральном районе, не говоря уже о Москве. И зарплаты, пенсии у петербуржцев, увы, не столичные…
Для всякой возможной коллизии, если хорошо подумать, можно найти верное решение, уверен Алексей. Например, в Минске в связи с введением ЗПП не возникло конфликтов — там сделали парковку платной только на главных улицах, боковые у них по‑прежнему бесплатные. В Воронеже и Белгороде — разные зоны «бесплатного» времени: где‑то 15 минут, где‑то 30. В Воронеже определили дневную норму нахождения машины в платных зонах — 60 минут, а главное — там действует пост-оплата по факту (заплатить можно до наступления полуночи). Такой подход тоже снимает много проблем жителей и выглядит более справедливым.
«Сейчас городу нужно просто остановиться и разобраться с тем, что он делает: нужен мораторий, — считает Алексей Каменский. — У Петербурга нет закона о парковках, поэтому ни депутаты, ни горожане никак не могут повлиять на то, что делает комтранс. Наши депутаты уже предложили — сначала принять городской закон о парковках, а потом уже вводить ЗПП. Но вот сумеют ли чиновники «отыграть» назад?»
Кстати, в соответствии с постановлением № 543, комитет по транспорту при составлении адресного перечня дорог с платной парковкой должен основываться на предложениях граждан — сбор этих предложений осуществляется с 1 февраля до 1 марта каждого года. И в 2023‑м с 1 февраля сбор «предложений жителей о включении автомобильных дорог в адресный перечень дорог с платной парковкой и об исключении из него» будет проводиться тоже. Более того, такой опрос проходил и в феврале 2022‑го! Как? Почему никто об этом не слышал, отчего не дошло до широкой общественности?.. А так: ведомство на своей страничке написало в какой‑то информации меленько — такого‑то числа по такому‑то адресу проводим сбор предложений… И все — опубликовано.
— Но мы на этот раз постараемся вовремя заметить такое объявление и донести информацию до жителей, — обещает Светлана Лубышева. — Почему‑то есть уверенность, что предложений этих будет немало…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7330) от 09.01.2023 под заголовком «В зоне доступа».
Комментарии