В Эрмитаж вернулся после реставрации шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур»

Картина находится в зале немецкой живописи. Работа заняла несколько лет, принесла интересные находки и была проведена на средства, полученные музеем благодаря программе «Цифровое искусство».

В Эрмитаж вернулся после реставрации шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Именно с пояснения, какая связь между картиной, созданной в 1509 году, и новейшими технологиями, начал Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, представление картины после того, как она была возвращена на свое привычное место. Средства на реставрацию «Венеры и Амура» были получены после продажи арт-токенов — прав на уникальный цифровой фрагмент изображений, полученных в ходе реставрации трех фресок школы Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Они также хранятся в Эрмитаже. Коллекционеры получили возможность обладать видом фресок в процессе реставрации и по ее завершении.

Что касается картины Кранаха, то она была приобретена в 1769 году Екатериной II. Изображение находилось на доске, имело повреждения и в 1850‑м было перенесено на холст. Тогда эта операция прошла успешно, но реставраторы долгое время не решались заняться самой картиной, ограничиваясь утоньшением старого потемневшего лака.

Современный уровень специалис­тов и техники позволил заглянуть в замысел художника. Под старыми записями сохранилось авторское изображение пальцев правой ноги Венеры, которое прежде считалось утраченным. Но самое важное — рисунок правой руки Венеры был изменен художником в процессе работы над композицией: сначала пальцы богини закрывали глаза Амура, теперь он прямо смотрит на зрителя.

Сегодня это кажется незначительной подробностью. Но для Кранаха, жившего на границе Средневековья и эпохи Возрождения, это был принципиальный момент. В Средние века образ «слепого» Амура символизировал слепую страсть, лишающую человека рассудка, и соотносился с духовной слепотой. «Зрячий» Амур является символом любви, движения души вверх, к Богу, стремления к духовному прозрению. Для немецкого искусства начала XVI века такое понимание символики бога любви не уступало в новаторстве изображению в рост обнаженной языческой богини. Одновременно для начала Возрождения такой Амур, натягивающий тетиву лука, становился символом любви между людьми.

Вероятно, уступая требованиям лютеранской морали, Кранах сделал в верхней части картины нравоучительную надпись, которая по‑русски звучит так: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По словам Михаила Дединкина, заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, «Венера и Амур» — лучшая работа Лукаса Кранаха Старшего, ключевое произведение немецкой коллекции музея.

Как рассказал нашей газете Максим Лапшин, художник-реставратор, в ходе своей работы он удалил потемневший лак и поздние записи, а также произвел тонировки утрат, произошедших еще до поступления картины в Россию. Лапшин также объяснил, почему инициалы художника LC, дата «1509» и крылатый дракон помещены на самое видное место. За год до этого Кранах получил дворянство, чем очень гордился, и личный герб в виде дракона.

Арт-токены, которые созданы в ходе реставрации картины «Венера и Амур», будут выставлены на продажу. Средства от их реализации направят на реставрацию зеркала и двух шкатулок, украшенных алмазами и филигранью. Они составляют туалетный набор первой половины XVIII века, который принадлежал Екатерине II.


#картина #Эрмитаж #немецкая живопись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7709) от 22.07.2024 под заголовком «Возвращение Венеры».


Комментарии