2Vtzqv4Hz9U

В Центральном парке культуры и отдыха завершился XII фестиваль уличных театров «Елагин парк»

В Центральном парке культуры и отдыха завершился XII фестиваль уличных театров «Елагин парк» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В этом году он прошел под девизом «Вымысел — единственная реальность». Так говорил Федерико Феллини, кинорежиссер, сценарист, творец, считавший себя клоуном, а жизнь — ареной цирка.

«Да, в этом году у нас царил Феллини, — говорит Алиса Нагорская, заместитель директора ЦПКиО по связям с общественностью и развитию. — Это значит, что каждый мог найти здесь свое. У наших гостей было два с половиной дня на то, чтобы отвлечься от привычного жизненного уклада, переключиться, погрузиться в фантазийный мир артистов, которые к нам приехали, и, может быть, создать свой собственный».

Среди участников преобладали петербургские и московские коллективы, но были и артисты из Железногорска, Ставрополя, Самары, Альметьевска, Рос­това-на-Дону. Свои спектакли, перформансы, шоу и шествия представили старые друзья фес­тиваля: Хор Дурацкого, театры «Вокруг», «ПЭЖО», «Пластилиновый дождь», «Комик-трест», барабанное шоу «Драм тайм» и другие. А также новички — театр «Дрим тим», китайская актриса Ли Синьсюй и другие. Программа получилась запредельно разнообразной. В нее вошли и парад цветов, и выступление уличного оркестра, и шествие мифических животных, и «Декамерон» Боккаччо.

Жара, стоявшая в Северной столице в эти дни, никому не мешала. Дети и взрослые наводнили парк, сидячие места на тех площадках, где они были предусмотрены, занимали задолго до начала спектаклей. Те, кто оказался недостаточно предусмотрительным, присоединялись к перформансам и шествиям. Особенно много ребятни собрали динозавры («Окаменелая комедия» от московского театра «Эскизы в пространстве»). Всем хотелось лично пообщаться с ожившими скелетами древних зверей, птичьих предков. И хотя артисты честно предупреждали, что «динозавры любят шляпы», это никого не отпугнуло. Один паренек даже попытался скормить чудовищу (от слова «чудо») свою бейсболку.

Как всегда, общий восторг вызвало выступление клоуна Анд­рея Кислицына. Его «Танго с маленьким трактором» может быть представлено далеко не на каж­дой площадке (ибо трактор, хоть и маленький, требует большого пространства). На Елагином острове подходящее место нашлось, и зрители вновь оценили этот яркий, смешной и страстный танец.

На Масляном лугу народ толпился вокруг воздушных шаров — некрупных, ярких, надежно установленных на специальных подиу­мах. Взлететь такие могут только в воображении, но радости от них не меньше, чем от настоящих. Рядом с ними разыгрывались шоу, связанные с полетами и воздухоплаванием: перформансы «Летай» петербургского театра «АспектР», «Аэродинамика» творческой группы Prana и другие. У маленьких зрителей успехом пользовалось шоу театра «Комик-трест» под названием «Мистериум. Путешествие». В нем брошенная невеста, ангел, округлившийся настолько, что уже не может летать, девочка с ручным ботинком и летчик без самолета попадают в город воздухоплавателей, а затем отправляются в полет. Обаятельные персонажи, много воздушных шаров, полупрозрачные тканевые облака, музыка и танец — все это радовало и завораживало детей. Как и возможность сфотографироваться с артистами в финале.

Впрочем, были на фестивале и более серьезные, требующие от зрителей не только доверия, но и знаний спектакли. Так, точкой отсчета для балета «Окаменелые», который поставил в Центре современной хореографии Борис Шипулин, стала алтарная композиция Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд». На ней в числе других библейских персонажей изображен и архангел Михаил, взвешивающий души умерших. Именно этот сюжет вдохновил хореографа на эмоциональную, изысканную постановку.

Театр «Пластилиновый дождь» из Самары в своем спектакле-выставке «Язык сна и соли» обратился к «Хазарскому словарю» Милорада Павича, выстроив на основе этого мистического текста историю о девушке, потерявшей свой язык, свое имя и свои стихи. Декорации, музыка, пластический рисунок — все решено очень сдержанно и производит впечатление ожившего сна, что вполне созвучно роману сербского писателя.

Ли Синьсюй, китайская артистка, которая окончила Институт сценических искусств в Петербурге, а теперь продолжает обучение во ВГИКе в Москве, представила инсценировку пьесы Уилли Рассела «Ширли Валлентайн». Это моноспектакль о скромной домохозяйке, решившей кардинально изменить свою жизнь. Правда, здесь героиня общается не со стеной (как в оригинале), а с несколькими парами разномастных ботинок и туфель. Причем на китайском языке. Однако живо и эксцентрично рассказанная актрисой история ее любви, замужества и потери собственной индивидуальности легко считывается зрителем и без перевода.

Ну а под вечер для тех, чье любопытство все еще не было удовлетворено, на Поляне у дуба театр «ПЭЖО» сыграл сказку «Могота» (старое слово, производное от глагола «мочь»). Ее герои — деревенские мужики и бабы, домовые, кикиморы и леший — смогли и распотешить, удивить зрителей, и даже слегка напугать. Их страшноватые маски, яркие костюмы, игры и припевки в духе скоморохов — все это вместе сложилось в волшебное действо, стершее границы между миром реальным и сказочным.

Грустно, что фестиваль закончился (об этом говорили многие зрители, покидая парк). Утешает, что некоторые спектакли из числа представленных в эти дни можно увидеть и на других площадках.

Ранее мы сообщали, что в Ясной Поляне состоялся фестиваль «Толстой» а также писали, как в Петрограде появился новый тип «демократического» и «пролетарского» театра.

#фестиваль #Елагин остров #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7715) от 30.07.2024 под заголовком «Чудеса на Елагином острове».


Комментарии