В «шаттле» за патентом. Миграционный центр «Южный» заработал в Петербурге

Новый миграционный центр «Южный» на Кубинской улице начал работу еще 1 ноября, но его официальное открытие решено было сдвинуть на пару недель – организаторам хотелось посмотреть, как все здесь будет работать, удачно ли спланированы маршруты для клиентов, не потребуются ли корректировки и переделки. Не потребовались. Что, впрочем, и неудивительно: Ассоциация содействия международной трудовой миграции, реализовавшая такой проект, не новичок на рынке. Этот МЦ у нее уже четвертый, при его обустройстве учитывали опыт работы всех прежних. Предусмотрели и некоторые новации. Например, бесплатные автобусы-«шаттлы», которые каждые полчаса привозят людей от двух станций метро – «Московской» и «Ленинского проспекта» – прямиком до «Южного».

В «шаттле» за патентом. Миграционный центр «Южный» заработал в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Текстильщику» станет полегче

В «ПАЗике» совсем мало пассажиров, да и в самом центре немноголюдно – о «Южном» еще мало кто знает, и до выхода МЦ на полную плановую мощность (а это тысяча клиентов в день) еще, похоже, далеко. Оживляют атмосферу церемонии открытия гости – официальные лица, воздушные шары и нарядный улыбчивый персонал. Мигранты с талончиками электронной очереди, ожидающие вызова к заветному окошку, в праздничную суету не включаются и речей, кажется, тоже не слушают. Они знают: получение патента – дело многотрудное и для их будущего наиважнейшее, тут ошибки допустить нельзя. Многие явно нервничают...

«Южный» станет крупнейшим центром оказания услуг для иностранных граждан в Петербурге и Ленинградской области, заявляют учредители из Ассоциации содействия международной трудовой миграции. Общая площадь – более 2,2 тыс. кв. метров, этого вполне достаточно, чтобы разместить в едином пространстве все организации, занимающиеся оформлением разрешительных документов. Отдел по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, медицинский центр, центр тестирования на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ и ряд других организаций, оказывающих помощь в оформлении документов для легального трудоустройства иностранных граждан. Но главное – в МЦ «Южный» расположилось и обособленное подразделение ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России.

До сих пор в Петербурге для иностранцев работали Единый миграционный центр на ул. Красного Текстильщика, многофункциональный миграционный центр на Кирочной ул., МЦ «Нарвский» на Межевом канале, «Лиговский» – на Лиговском пр., «Заневский» – на Якорной ул., «Московский» – на ул. Коли Томчака и Единый миграционный центр на Митрофаньевском шоссе. Причем паспортно-визовая служба, уполномоченная выдавать иностранцам патенты, поначалу находилась только на ул. Красного Текстильщика. Все прочие центры только собирали для клиента-мигранта пакет документов, дальше он шел с ним в ЕМЦ сам. Подать туда заявление – это было зачастую жестким квестом, чем-то сродни подвигу... Сейчас же ситуация изменилась: подразделения ПВС есть уже в пяти миграционных центрах города. Так что «Красному Текстильщику», по всей видимости, скоро станет полегче. Как и горожанам, проживающим в этом районе.

Для Петербурга очень важно разгрузить центр города – большое скопление иностранцев – трудовых мигрантов у одного учреждения, как мы понимаем, не радует горожан, – согласен с этим председатель комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Северной столице Олег Капитанов.

Ошибки исключены

Весь путь мигранта к вожделенному патенту – это три визита в «Южный» и в совокупности 15 дней ожидания. В первый раз он сюда приходит, чтобы подать документы, некоторые приезжают прямиком из аэропорта. При этом формируется заказ на индивидуальный пакет услуг: например, кому-то требуется тестирование и перевод документов, а кому-то, скажем, гражданам Украины, – нет... Тут же оператор переводит все представленные документы в электронную форму, выдавая клиенту персональный QR-код. И когда человек предъявляет этот код на каждом очередном этапе, нужная информация подгружается в систему автоматически, и требуемый документ или форма распечатывается нажатием одной кнопки, без заполнения граф вручную.

Первое, что мигрант проходит, – это электронная дактилоскопия. После того как «откатали пальчики», он направляется на тестирование на знание русского языка с историей и на «медицину» (у каждого отдела – свой зал ожидания).

В класс для тестирования на три десятка мест журналистам удалось лишь заглянуть – там шел экзамен под онлайн-наблюдением ведущих из РГПУ им. Герцена (сеть МЦ интегрирована с университетом, выгрузка идет по защищенным каналам связи).

На оформление «медицины» по штрихкоду уходит на самом деле две минуты, мы проверяли, так что очередей здесь быть не может, – заверяет президент Ассоциации содействия международной трудовой миграции Елена Демина. – Сотрудник открывает в системе папку клиента, проводит сверку всех загруженных в базу данных, затем нажатием одной кнопки нужные документы распечатываются, и человек идет проверять свое здоровье. Вероятность погрешности сведена к минимуму...

В процедурном кабинете у иностранца берут биоматериал, помещая в кодированные флаконы.

У нас собственная молекулярно-генетическая лаборатория, поэтому ПЦР-исследование мы делаем на своей базе буквально за несколько часов после доставки биоматериала, – рассказывает заместитель генерального директора по медицинским вопросам МЦ «Южный» Светлана Виноградова. – Соответственно, и информацию о наличии у мигранта социально значимого заболевания (это может быть туберкулез, сифилис, ковид и т. д.) получаем очень быстро. Больного в город не выпустят: его либо направят на лечение (информация в режиме онлайн передается в Городской информационно-аналитический центр, а мигрант приобретает страховой полис при въезде), либо предложат вернуться на родину и лечиться там.

Следующий этап – вакцинация «Спутником Лайт». Данные о ней также сразу отправляются в общий регистр, и если у пациента есть личный кабинет на «Госуслугах», у него формируется соответствующий QR-код.

Есть в миграционном центре также современный цифровой рентген-аппарат и отлично оборудованный кабинет врача-дерматовенеролога с УЗИ-аппаратом.

Если у мигранта все в порядке со здоровьем и документами, на первый визит, включая тестирование, анализы, обследование и вакцинацию, потребуется не больше двух часов.

Через пять дней иностранцу придется прийти сюда, чтобы лично подать заявление на патент в ПВС. А еще через десять рабочих дней – в третий раз, дабы получить его.

Мы постарались сделать так, чтобы люди внутри центра меньше ходили и пересекались друг с другом, у каждой зоны – свой вход, потоки разведены, – поясняет Елена Демина. У ее ассоциации все четыре миграционных центра оборудованы по принципу одного окна. Общая пропускная способность – 3,2 – 3,6 тысячи человек в день.

Им и карты в руки

Торгово-строительный дом «Петрович» насчитывает 6,5 тыс. сотрудников, более 10% – иностранные граждане. Именно на этом предприятии ассоциация «обкатала» новую технологию, разговоры о которой велись в стране не один год, – электронную карту мигранта. Первую в России, кстати.

На предприятии перевели своих сотрудников-иностранцев на эту карту практически полностью. Ее получают на территории МЦ, где присутствует представитель банка. В первый день мигрант пишет заявление, а к моменту получения документов и саму карту.

Проект реализуется Сбербанком совместно с городом. Соглашение о нем было подписано на ПМЭФ-2021, и вот уже около 700 иностранцев в Петербурге обзавелись картой с QR-кодом, на которую они получают зарплату и которой можно оплатить налог или сделать перевод на родину через терминал или мобильное приложение.

Здесь важно, что информация обо всех действиях – так называемый цифровой след – сохраняется в личном кабинете. И, чтобы доказать своевременность налоговых платежей, мигранту теперь не придется таскать с собой пачку чеков – они портятся и выцветают, что зачастую дает основания полицейским задержать иностранца. Теперь мигрант всегда может показать электронные чеки в своем мобильном приложении и предъявить саму карту со штрихкодом.

Пока это только средство платежа и перевода денег (в том числе и за рубеж через международную платежную систему). В дальнейшем карта будет дополняться другими функциями, полезными как для мигранта, так и для принимающей стороны. Совсем скоро заработает соответствующее мобильное приложение для полиции – это также совместная разработка банка с ассоциацией трудовой миграции и городом. Просканировав QR-код карты, проверяющий сможет увидеть, что мигрант добросовестно платит налоги, работает по действующему патенту, что он обследован, вакцинирован и выполняет все требования миграционного законодательства.

Эта система исключит из миграционного процесса всякого рода мошеннические схемы: избавит от фальшивых чеков за неоплаченные налоги (а таких, как показали проверки, сейчас на руках тысячи), от посредников, оказывающих нелегальные услуги и обманывающих как самого иностранца, так и государство.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим ЛЕОНТЬЕВ, заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО:

– Оказание услуг по принципу одного окна, безусловно, подтвердило свою эффективность. Концентрация услуг иностранным гражданам, представленных в МЦ «Южный», будет способствовать улучшению условий для трудовых мигрантов, повышению прозрачности, понятности всех процедур и ускорению легализации и социальной адаптации иностранцев, что в конечном счете положительно скажется на миграционной ситуации в целом. Деятельность подобных центров полностью соответствует концепции государственной миграционной политики, утвержденной президентом, и будет способствовать более качественной ее реализации на территории Петербурга.


#мигранты #документы #услуги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7052) от 17.11.2021 под заголовком «В «шаттле» за патентом».


Комментарии