В рамках акции «Ленинградский рейс» колонна ретротехники прошла по первому в городе автобусному маршруту

Любителей старой городской техники, пожалуй, уже ничем в Петербурге не удивишь. На парадах ретромашин, регулярно проводимых в нашем городе, чего только не увидишь. К истории пассажирских перевозок там можно, конечно, прикоснуться в буквальном смысле слова. А вот проехать на подобных «старичках» мало кому удается. «Пассажиравтотранс» такую возможность горожанам предоставил, отправив с ними в рамках акции «Ленинградский рейс» колонну ретротехники. Причем по первому в городе автобусному маршруту, который 99 лет назад соединил Детскосельский (ныне Витебский) вокзал и Сад трудящихся имени Максима Горького, то есть Александровский сад.

В рамках акции «Ленинградский рейс» колонна ретротехники прошла по первому в городе автобусному маршруту | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Акция «Ленинградский рейс», напоминающая о старом трудяге-автобусе, проходит не один год и всегда немного по‑разному. Год назад, например, такие машины двигались по другим улицам города, то и дело притормаживая, чтобы подхватывать по дороге новых пассажиров. Нынче, организуя еще одну «поездку в прошлое», транспортники поступили иначе. Они заранее предложили всем желающим зарегистрироваться на сайте «Пассажиравтотранса», решив не останавливаться по пути. Там же указали отправную точку маршрута: небольшая улочка, проходящая вдоль Введенской больницы, через дорогу от Витебского вокзала. То есть решили проехать по первому в городе на Неве автобусному маршруту почти вековой давности.

Сделать это один в один, правда, при всем желании им бы не удалось: транспортная схема за это время сильно изменилась. Поэтому пустили машины в обратном направлении — от первого в России железнодорожного вокзала (бывшего Царскосельского) к Исаакиевскому собору, недалеко от которого в Ленинграде было запущено регулярное автобусное движение…

Вообще говоря, самый первый автобусный маршрут был проложен несколько раньше, 30 мая 1926 года, и совсем в другом мес­те. Это была трасса, по которой рабочих доставляли от Охты через исторический район Пороховые до Ржевки, где строились трамвайные линии. А в качестве автобусов использовали купленные за рубежом грузовые машины, приспособив их к перевозке людей.

Ездить в таких автомобилях, не имеющих пневматических шин (колеса обматывали плотной резиновой лентой), на платформе под брезентовым тентом было не слишком приятно. Но, чтобы не срывать график работ, на не­удобство приходилось закрывать глаза. В начале и конце трудовой смены эти, с позволения сказать, автобусы перевозили дорожников. Но и днем не стояли без дела — доставляли по тому же маршруту горожан.

А через три месяца, 1 сентября, отдел коммунального хозяйства Ленинградского горисполкома открыл полноценную регулярную автобусную линию. К созданию собственных автобусов наша страна в ту пору еще только приступала, а использовать импортные городская власть не стала. Сделали так: изготовили на Ленинградском авторемонтном заводе № 2 автобусные кузова, рассчитанные на 24 места. И установили их на трех приобретенных в Германии шасси грузовых автомобилей.

Эти затейливые машины и стали курсировать между Садом трудящихся и Детскосельским вокзалом (интервал движения составлял тогда восемь минут), поведали специалисты «Пассажиравтотранса». Причем этот маршрут пользовался таким спросом, что его продлили до площади Восстания, выпустив на него еще два автобуса такой же конструкции. Персонал нового автопарка постепенно увеличивали, и к концу 1926 года там работали уже одиннадцать ­водителей, столько же кондукторов, три счетовода и два контролера…

Исторические машины, относящиеся к разным периодам развития города, транспортники собирают и восстанавливают своими руками. Таких раритетов, многие из которых на ходу, в Экспозиционно-просветительском центре истории транспорта Ленинграда (это проект «Пассажиравтотранса») насчитывается около сотни. В последние годы некоторые из них неизменно участвуют в транспортных фестивалях и рет­ропробегах, проводимых в Петербурге, привлекая внимание любителей таких музейных экспонатов. А в колонну машин, принявших участие в пробеге, приуроченном к очередной акции «Ленинградский рейс», вошли автобусы разных моделей — «ЛиАЗ-677М», «ЛАЗ-695Н» и два «Икаруса».

Особо редкими их не назовешь, отмечает Федор Черноусов, руководитель упомянутого центра. Хотя по всей стране таких реконструированных машин считанные единицы. Но это были самые массовые советские автобусы (машин марки «ЛиАЗ-677М» за 35 лет их производства, к примеру, было выпущено почти 200 тысяч единиц). Они и составляли основу подвижного состава автопарков Ленинграда — не только в 1960‑е годы, но и в последующие десятилетия, вплоть до рубежа веков. И у каждого были свои изюминки.

Имелись они и у автобуса «ЛиАЗ-677М», который благодаря пневматической подвеске и другим техническим особенностям обладал достаточно редкой для того времени плавностью хода. Он ходил преимущественно на городских маршрутах (в отличие от автобуса «ЛАЗ-695Н», который использовался на пригородных). И в часы пик его поистине «безразмерный» салон вмещал огромное множество стоящих и сидящих пассажиров.

Ленинградцы называли этот автобус по‑своему. Скажем, «Луноход»: видимо, оттого, что при движении, набирая слишком много пассажиров, он кренился порой то на один борт, то на другой. Или «Блюм», поскольку его крес­товина карданного вала, поясняют знатоки, время от времени издавала характерный звук, напоминающий звон пустых бутылок.

А венгерские «Икарусы» особо большой вместимости помогали справляться с перевозками пассажиров на городских окраинах, перевозя их к предприятиям и станциям метро, рассказал Черноусов. Последнюю партию таких автобусов, по его словам, город получил в 1997 году.

Один из них, «Икарус 280», оказался самым молодым участником пробега, посвященного 99‑летию ленинградского автобуса (в головной машине колонны отправился Дмитрий Ваньчков, заместитель председателя городского комтранса). За рулем этого «Икаруса» был Ишхан Богдасарян, работающий в «Пассажиравтотрансе» без малого четверть века.

«Что говорить, это хорошая машина, удобная в управлении, — говорит ветеран. — Но и про автобусы, на которых я работал до этого, обслуживая разные городские маршруты, не могу сказать ничего плохого: надежная была техника».

Между тем к месту сбора колонны ретромашин стали подтягиваться те, кто своевременно зарегистрировался для поездки. Среди них преобладали молодые люди, интересующиеся раритетами, которые в силу своего возраста не могли ездить по городу на такой технике. Но подходили и пожилые горожане, немало поездившие в свое время на пассажирском транспорте советской постройки.

«На Васильевский остров, с которым связана вся моя жизнь, ходили автобусы нескольких маршрутов, — поделился коренной ленинградец Сергей Деревянко. — Долго ждать на остановке не приходилось, но движение их было, видимо, менее интенсивным, чем сегодня. Они приходили, как правило, с переполненным салоном. И все же вспоминаю эти поездки с особым теплым чувством…»

Окунуться в прошлое, вновь ощутив знакомые с детства звуки и запахи, связанные с такими автобусами, решили и другие убеленные сединами горожане. Хотя им было знакомо многое из того, что рассказывали по пути сотрудники музея «Пассажиравтотранса», выступившие в роли гидов.

Про способы оплаты проезда, например. На маршрутах, где вводилось бескондукторное обслуживание, ходили автобусы с кассовыми аппаратами. Бросишь в прорезь пятикопеечную монету, оторвешь билет и едешь дальше. Расчет был на сознательность советских людей. Но прозрачный колпак этого аппарата позволял всем увидеть, кто и как рассчитался за проезд, повернув ручку специального механизма. За порядком обычно наблюдали сидящие рядом бдительные бабушки.

А еще в старых автобусах были компостеры, пробивающие в проездном билете отверстия определенной конфигурации. Любой контролер наметанным глазом мог определить по этому рисунку, в каком автобусе пассажир его сделал. Такие билеты, выполненные по старому образцу, участникам ретропробега выдавали в пути «кондукторы» из числа сотрудников автомузея. Одна из них, Дарья Есенина, приобщилась к этой акции впервые и выполняла свои обязанности не без волнения.

Ретро всегда было в моде. Но в последние годы ценителей советской эстетики независимо от возраста становится все больше, уверена Дарья. Благо удалось сохранить автобусы-«луноходы» и подобную технику с богатым прошлым, неразрывно связанным с историей нашего города.

Читайте также: 

В Выборгском районе Петербурга заработали сразу два новых троллейбусных маршрута

Петербургский транспорт бьёт рекорды: метро и трамваи перевезли на 20 млн пассажиров больше


#акция #«Ленинградский рейс» #ретротехника

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7985) от 04.09.2025 под заголовком ««Луноход» у вокзала».


Комментарии