В петербургском метро обновляют турникеты

Массовое обновление начинки турникетов ведут в петербургском метро: меняется и оборудование, и программное обеспечение. В результате турникет становится умнее. Во-первых, на его табло отражается больше информации, в том числе касающейся проездного документа, во‑вторых, оплатить поездку пассажир сможет по любому платежному документу. Однако выбрать способ оплаты все же придется самому пассажиру.

В петербургском метро обновляют турникеты | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В этот раз замену начинки турникетов на станции «Нарвская» решили провести в середине дня, хотя обычно делают ночью, чтобы не мешать проходу пассажиров. Дело это довольно хлопотное. Кроме установки оборудования надо произвести настройку всей электронной системы.

За ночной перерыв в работе метро, отведенный под регламентные работы, успеваем пере­оборудовать пять турникетов. Хотя операция стандартная и уже отработанная, она довольно трудозатратная, особенно в части настройки программного обеспечения. В результате пассажир сможет оплачивать поездку любым способом: льготным билетом, «Подорожником» или банковской картой. Кроме того, в будущем новое оборудование способно принимать и другие разновидности электронной оплаты. Даже если будут введены QR-коды, мы легко сможем интегрировать их в новый аппаратный комплекс, — пояснил смысл работы начальник службы информационных технологий ГУП «Петербургский метрополитен» Алексей Шаванов.

Электронные билеты — самый популярный способ оплаты проезда в подземке. Почти половина поездок в прошлом году была оплачена таким способом — 47,3 %. При этом число пассажиров, желающих расплатиться банковской картой, растет. По итогам прошлого года таким способом было оплачено 11 % (67 миллионов поездок), а в январе 2022‑го — уже 15 % процентов. Этим, в частности, и объясняют в метрополитене необходимость замены оборудования: сейчас на станциях проход по банковским картам ограничивается крайними турникетами, но востребованность услуги растет, и в часы пик у этих проходов уже появляются очереди. Кстати, в целом пассажиропоток в городской подземке по сравнению с прошлым январем вырос на 18 %. С улучшением эпидемиологической ситуации, видимо, он будет только увеличиваться.

При этом обеспечение удобств для пассажиров требует от мет­рополитена немалых финансовых затрат: модернизация одного турникета обходится в 170 тысяч рублей. В калькуляцию входят комплектующие, программное обеспечение и стоимость самих работ. Всего на программу по модернизации турникетов подземки будет потрачено около 100 миллионов рублей.

Однако делать это нужно. В первую очередь, действительно, чтобы обеспечить удобства для пассажиров. Наша газета писала, что люди нервничают, когда возникают заминки при оплате ЕКП или банковской картой, особенно если человеку приходится ездить на метро каждый рабочий день, а таких пассажиров в подземке большинство. С заменой оборудования подобных проблем будет меньше, на нескольких станциях оно уже установлено. Однако и у новой системы есть нюансы, которые следует знать.

В систему заложена прог­рамма, распознающая все виды платежных способов, но и аппарату надо подумать. Сначала электронный механизм проверяет, нет ли у пассажира льготного проездного, например студенческого. Затем ищет единый проездной билет, после этого перенастраивается на банковскую карту. Такие приоритеты заложены в систему, и все эти виды платежей могут быть установлены на единой карте петербуржца. Аппарат последовательно их проверяет, и на это, к сожалению, уходит время. Но избежать такой заминки очень просто. Пассажир может подойти к кассе метрополитена или к специальному автомату, размещенному в вестибюле, и установить приоритетный для него вид оплаты. Тогда он будет проходить через турникет без всякой задержки, — рассказала заместитель начальника службы сбора доходов ГУП «Петербургский метрополитен» Ольга Королько.

Благодаря расширенным возможностям ЕКП в подземке ее можно использовать как обычную банковскую карту, как транспортное приложение или как проездной документ наподобие известного всем «Подорожника». Каждый раз при проходе в метро устанавливать платежный приоритет на карте не требуется. Единожды сделав это, пассажир будет им пользоваться всегда, пока не захочет по каким‑то причинам изменить. Разница, кстати, существенна: при оплате по транспортному приложению ЕКП и по банковской карте поездка обойдется в 35 руб­лей, а по «Подорожнику» — в 45.

Более ста «умных» турникетов в Петербурге уже работают. Новым оборудованием оснащены вестибюли станций «Площадь Мужества», «Политехническая», «Владимирская», «Достоевская», «Ленинский проспект-1», «Нарвская».

«До конца 2022 года планируется модернизировать 508 турникетов и довести их количество до 71 % от общего числа. К середине следующего года этот показатель планируется увеличить до 85 %, а завершить модернизацию намечено в 2024 году», — обозначил перспективы Алексей Шаванов.


#Петербургский метрополитен #метро #поездка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7116) от 24.02.2022 под заголовком «Турникеты поумнели».


Комментарии