В метро Петербурга провели испытания машины по шлифовке рельсов

Для того чтобы отшлифовать 30 метров рельсов в электродепо «Московское», этот станок преодолел дорогу в 2000 верст: от австрийских Альп, где он шлифует железнодорожные пути, в том числе в знаменитых горных тоннелях, до Петербурга. После трехдневных испытаний устройство погрузили на фуру и отправили в обратное путешествие.

В метро Петербурга провели испытания машины по шлифовке рельсов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Игра стоит свеч: производительность австрийской машины на порядок — в десять раз — выше тех ручных аппаратов, которые сегодня имеются в Петербургском метрополитене.

Прежде чем начать показательную шлифовку рельсов на парковых путях электродепо, австрийскую машину минут десять настраивали. Как известно, в Европе ширина железнодорожных путей меньше, чем в России: там — 143,5 см, у нас — 152. Однако аппарат легко преодолел это различие, перейдя с одного регистра на другой. Пришлось также подождать, пока специалисты отключат напряжение от шин. И вот машина заискрила, двинувшись по рельсам и спиливая тонкий слой дефектного металла.

В ходе эксплуатации рельсы изнашиваются, на некоторых участках развивается волнис­тость, на других из‑за торможения составов происходит выкрашивание металла, появляются микротрещины. Все такие дефекты надо обязательно устранять. Сейчас мы это делаем ручными шлифовальными машинками, мощность которых невелика. Австрийская шлифовальная машина управляется с выносного пульта, она автономна, работает на бензиновом двигателе. И главное — ее производительность намного выше ручных аппаратов: она обрабатывает 60 метров рельсов на глубину 0,2 миллиметра за час, — рассказал начальник службы пути Петербургского метрополитена Михаил Колодкин.

Как объяснил руководитель путевой службы, все рельсы в метро шлифовать нет необходимости, подправлять надо только повреж­денные участки. Общая длина путей пяти линий петербургской подземки 110 километров. Износ рельсов зависит, как говорят путейцы, от «пропущенного тоннажа», а также от того, насколько бережно за путями ухаживают. За счет шлифовки можно продлить срок службы не только рельсов, но и вагонов метрополитена.

Если пути неровные, с выкрошенными участками или волнис­тостью, это сказывается на работе всех механизмов вагона, которые соприкасаются с рельсами, в первую очередь колесных пар. Они быстрее разрушаются, что приводит к росту эксплуатационных расходов. Кроме того, сейчас Петербургским метрополитеном закупаются вагоны нового поколения, продлить срок их службы можно за счет хорошего качества путей. Важно помнить и о том, что проезд пассажиров в метро должен быть комфортным. Если рельсы неровные, то вагон трясет, плавность хода теряется. Дефекты могут привести даже к серьезным сбоям в движении поездов, — пояснил начальник электродепо «Московское» Константин Ефремкин.

Рельсошлифовальных машин у Петербургского метрополитена нет. Более того, их нет даже в московской подземке, как и во многих других метрополитенах постсоветского пространства. Поэтому доставленную с Альп в Петербург машину изучали с большим интересом, причем специалисты не только из нашего города.

Узнал, что здесь будут проводить испытания, и специально приехал ознакомиться с этим механизмом. У нас таких машин нет, а они очень полезны. За счет содержания в порядке путей можно значительно увеличить сроки эксплуатации вагонов, сократить расходы на капремонт. В Баку, конечно, метро меньше, чем в Петербурге. У нас три линии и почти в три раза меньше станций. Нам бы хватило и одной такой машины, — рассказал начальник службы пути Бакинского метрополитена Камран Алиев.

Петербургской подземке подобных машин надо больше, хотя бы три. Это если полностью исключить ручной труд при шлифовке рельсов. Представленная машина — аппарат средней мощности. Есть более крупные, величиной с грузовик. Существуют даже шлифовальные составы путей. В нашей стране такие машины, а тем более шлифовальные составы, не производятся. По­этому приходится изучать импортные образцы, хотя они и дороги.

На проведенных в электродепо «Московское» испытаниях машина показала свою эффективность. После процесса шлифовки были сделаны все необходимые измерения, которые подтвердили заявленные технические характеристики, результат положительный. Позднее в этом году планируем провес­ти испытания непосредственно на линиях метрополитена. Вопрос о закупке такой техники ставится, но так сразу его не решить. Возможно, будем использовать вариант аутсорсинга, — сказал Михаил Колодкин.


#метро #оборудование #современные технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7115) от 22.02.2022 под заголовком «С Альп в депо «Московское»».


Комментарии