В петербургских школах продолжаются классные сборы

К теме родительских денег, собираемых на нужды школы, газета обращалась неоднократно. К примеру, в декабре был опубликован материал Михаила Рутмана «Классный сбор» — размышления о правомерности/неправомерности, целесообразности/нецелесообразности «школьных поборов». В той публикации, в частности, была приведена точка зрения городского комитета по образованию. Если кратко, то: учитель не может не только взять деньги в руки, но и заикнуться о них; родительский комитет не является органом, уполномоченным на какие‑либо сборы; на родительском собрании может прозвучать инициатива о сборе средств, но сдавать деньги или нет — дело совершенно и абсолютно добровольное.

В петербургских школах продолжаются классные сборы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Надо признать, что в целом дела в Петербурге так и обстоят. Деньги собирают на основах добровольности. В основном — на дополнительные учебные материалы. Для экономии большинство педагогов распечатывают такие материалы на принтерах. При этом, разумеется, «расходники» (бумага, картриджи с крас­кой) «летят» со страшной силой. Между тем в бюджетах школ на такие цели отводят не так уж много средств. Вот и рады учителя дополнительным деньгам. А уж как там организован процесс сбора, решают в каждом классе отдельно.

Не слышно, чтобы кто‑то из родителей в городе восставал против этого. Но на всякий случай стоит, очевидно, сказать, что в комитете по образованию открыта «горячая линия» — 576‑20‑19. По рабочим дням с 9.00 до 18.00 родители могут рассказать обо всем, что их беспокоит, включая сбор денег.

Теоретическая и практическая стороны вопроса, которые характерны для Петербурга, в общем, ясны. Аналогичная позиция и у Минобрнауки РФ.

Так, в министерском письме, направленном в адрес всех учреждений образования России, говорится, что Федерация предоставляет местным бюджетам субвенции «на оплату труда педагогов, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)… в рамках нормативов, установленных субъектами РФ».

При этом: «родители учащихся вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе». (В скобках стоит отметить, что все хозяйственные расходы — ремонт, коммунальные платежи, пресловутые шторы, на которые некогда постоянно собирали деньги, — лежат на городском бюджете).

…Конституция гарантирует россиянам право на бесплатное образование в детских садах, школах и профучилищах. А закон об образовании уточняет, что речь идет о бесплатности образования, соответствующего государственным стандартам.

Здесь, очевидно, стоит отметить, что стандарты — это вполне отчетливая юридическая категория, а не лирика-литература. Их пишут так же, как законы и распоряжения. В соответствии с ними школа должна обеспечивать учеников учебниками и пособиями в рамках утвержденной программы, следить за безопасностью учащихся, предоставлять место, где оставить верхнюю одеж­ду, содержать в порядке школу.

В городском законе об образовании речь идет примерно о том же: «обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета Петербурга в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.»

Главные слова в законах «стандарт» и «в рамках утвержденной программы». Можно ли понять, за что же конкретно должен заплатить бюджет? Стоит обратить внимание на фразу из приведенной статьи городского закона: «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования». То есть: завершил обучение — сдай все, что было выдано. Исписанные тетради, контурные карты и прочее в том же духе сдавать, разумеется, не надо. Стало быть, по духу и букве закона за все это нужно заплатить родителям. Между тем специальные тетради, которыми ныне пользуются школьники (особенно по иностранным языкам), — вовсе не копеечное дело.

Несмотря на понятную вроде бы позицию закона, одни школы находят средства для покупки школьных «расходников», другие — нет. Здесь не угадаешь. Да и в целом похоже, что в реальности нет никакой системы в подходе к сбору денег или полному отказу от такового.

Надо признать, что финансирование образования (в том числе совершенствование материально-технической базы в школах) в Петербурге — штука не слишком‑то прозрачная. Ситуация прояснилась бы, если бы город смог точно указать сумму, в которую обходится учебный год каждого ребенка. Так называемое подушевое финансирование, которое культивируется в России аж с 2016 года. В Москве, к примеру, решили, что в 2022 году расходы на каждого школьника 1 – 4‑х классов — 139 тысяч рублей, 5 – 9‑х — 160 тысяч, 10 – 11‑х классов — 180 тысяч.

Найти аналогичную информацию о школах Петербурга не удалось. В комитете по образованию вопрос этот был назван «слишком сложным».

Ох, как правы в комитете! Еще какой сложный! В 2019 году комитет по экономической политике и стратегическому планированию установил базовые нормативы в сфере образования: формула требует семи параметров и трех коэффициентов. Каждое значение в свою очередь определяется другой примерно такой же формулой.

При этом речь не идет о подушевом финансировании. Нормативы определены, если можно так выразиться, «пошкольно». Их много: прямые и косвенные расходы на заработную плату, оборудование, охрану, содержание управленческого персонала, коммуналку и так далее и тому подобное — на 67 страницах в зависимости от числа учеников: от 101 до 150 — одна цифирь, от 151 до 200 — другая, 201 – 250 — третья… Прямые и косвенные. Что это такое — непосвященному не понять. И не надо!

Родителям оставлена лишь одна возможность участия: верить в удачливость и дипломатичность своего директора, который сможет выпросить лишнюю денежку в отделе образования, у муниципалов, спонсоров, да в обаяние классного руководителя, умеющего доказать директору и завхозу школы, что именно его классу крайне необходима интерактивная дос­ка, компьютер, ксерокс, принтер, сканер… и прочие достижения цивилизации. Если с этим не повезет, придется раскошелиться мамапапам.


#школа #деньги #родители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7123) от 05.03.2022 под заголовком «Кошелек для школы».


Комментарии