В Петербурге выбирают лучших водителей троллейбуса

Троллейбус – самый, пожалуй, неуклюжий и неповоротливый вид транспорта, ограниченный в перемещениях за счет своих габаритов и привязки к контактной сети. И меня, например, всегда удивляло, как ловко «десятка» ныряет с Невского проспекта в узенькую и забитую припаркованными автомобилями улицу Бакунина, находит неопределимый на глаз пятачок, чтобы высадить пассажиров, затем объезжает нелепый островок (безопасности или наоборот?) у перекрестка, перестраивается в нужную полосу и бодро катит к остановке. На небольшом отрезке – целый букет дорожных проблем, преодолеваемых громоздкой машиной легко и даже с некоторым изяществом...

В Петербурге выбирают лучших водителей троллейбуса | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Впрочем, для участников городского конкурса профессионального мастерства водителей троллейбуса его организаторы приготовили букет задач посложнее.

На полигоне, оборудованном в троллейбусном парке на Сызранской улице, при помощи разметки, ярких конусов, кубиков и стоек оборудована своеобразная полоса препятствий. Девять участков – девять упражнений. Кубики обозначают границы обширной «канавы», над которой должен филигранно проехать троллейбус. Затем – въезд в не слишком удобный бокс задним ходом. Следом крутой поворот (мало кому удается совершить его, не сбив ни одной фишки). Далее – змейка, остановка... И все это на очень ограниченном пространстве и в столь же ограниченное время – 3 – 5 минут на прохождение всей трассы.

– Сложны по-своему все этапы, – говорит заместитель директора «Горэлектротранса» по организации перевозок и управлению на транспорте Евгений Власов. – Подъезды к остановке, крутые виражи, заезды в бокс – все это наши водители выполняют в своей повседневной работе. Сегодня самое главное для участников – справиться с волнением и показать лучшее время, сделав упражнение технически безупречно.

– Да, главная сложность – не переволноваться, – соглашается участник конкурса Александр Лапин. – На работе делаешь в принципе то же самое, но там все происходит почти автоматически. И, конечно же, не на время...

Лапин – опытный водитель. Скоро пять лет, как он сел за руль «рогатого», освоил уже 17 маршрутов своего троллейбусного парка  №1. К конкурсу готовился тщательно. В свободное время, разумеется. Да и соревноваться Александру не в новинку – в прошлом году был лучшим по городу. Как победитель повысил разряд и даже получил новый троллейбус белорусского производства.

– Такие троллейбусы все низкопольные, они потихоньку заменяют в парке старый высокопольный транспорт, что очень хорошо, – говорит Лапин. – И это важно не только для колясочников. Как-то зимой у меня была ситуация: много снега, остановки убирать не успевали, ступени моментально обледеневали. А я работал на старой высокопольной машине. И одна бабушка на Малой Каштановой аллее просто не могла в троллейбус войти. Мне пришлось ее взять в охапку и просто внести в салон. И точно так же потом вынести.

По словам Александра, его работу сильно осложняет растущая невоспитанность автолюбителей, точнее – их хроническое неуважение к общественному транспорту. Кроме того, с наступлением весны в зоне особого внимания – разнообразная колесная «мелочь», массово появляющаяся на дорогах, – электросамокаты, сегвеи, мини-скутеры, велосипеды.

Но, какой бы нервной ни была обстановка на дороге, водитель обязан сохранять железное самообладание:

– Помню, как в самой первой моей самостоятельной поездке по маршруту коленки дрожали, – рассказывает Лапин. – Ты же всегда чувствуешь огромную ответственность за людей – за тех, кто в салоне, и тех, кто на улице. А значит, нужно собраться и ответственно, качественно делать эту работу, вынося излишнее волнение за скобки. Что помогает успокоиться? Можно стишок рассказать про себя или хорошую песню вспомнить...

Выдержка, вежливость и улыбка, по Лапину, _ главное оружие водителя против пассажиров-дебоширов:

– Хулиган ведь ждет от тебя встречной агрессии. А если ты ее не выдаешь, он не понимает, как себя дальше вести. И конфликт сам собой исчерпывается.

Из-за пандемии конкурс нынче растянулся на месяцы. Теоретический этап состоялся еще весной: тогда претенденты на звание лучшего из лучших должны были продемонстрировать безукоризненные знания Правил дорожного движения, служебных инструкций, устройства троллейбуса.

В этом соревновании участвовали 50 водителей троллейбуса (заметим: из 1,6 тысячи, работающих в «Горэлектротрансе»). По результатам «теории» отобрали 18 лучших представителей всех пяти троллейбусных парков Петербурга, которые и вышли сейчас на рубежи отложенного финала.

Сегодняшние победители досрочно повысят свой квалификационный разряд и получат премию. А два лидера гонки поедут на российские соревнования (они проходят раз в два года).

– Наша конкурсная трасса повторяет трассу российского этапа соревнований и соответствует стандартам мирового движения рабочих профессий WorldSkills, – сказал Евгений Власов.

Кстати, в этом, уже 21-м по счету, городском конкурсе профмастерства водителей электротранспорта была несколько изменена программа испытаний. Из нее исключили традиционное - «Сбереги бабушку». На этот раз картонного манекена старушки в салонах не оказалось – исключили как ненужное. Ведь на прежних конкурсах бабушку никто так и не уронил...

#конкурс #троллейбус #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6746) от 21.08.2020 под заголовком «Никто не ронял бабушку».


Комментарии