В Петербурге владельцы магазинов и общепита объединятся против «законодательных перегибов»

Владельцы петербургских магазинов и заведений общепита, расположенных на улицах и в жилых кварталах города, решили объединиться в Ассоциацию арендаторов и собственников стрит-ретейла, чтобы защитить свой бизнес от «законодательных перегибов».

В Петербурге владельцы магазинов и общепита объединятся против «законодательных перегибов» | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Современные потребители привыкли, что необходимые для комфортной жизни продуктовые магазинчики, аптеки, пекарни и кафе в большинстве случаев находятся рядом с домом. Нам удобно, когда ранним утром можно спуститься на первый этаж многоэтажки за свежим хлебом или глубокой ночью добежать до ближайшей круглосуточной аптеки за жаропонижающим для ребенка.

При этом не все готовы терпеть, когда в продуктовом магазине ранним утром разгружается машина со свежими товарами или до поздней ночи кто-то веселится в кафе, расположенном по соседству с вашим жилищем. Жильцам даже в голову не приходит, насколько сложно владельцам этих инфраструктурных объектов организовывать свой бизнес, согласовывая каждый шаг с постоянно ужесточающимся законодательством.

В этом году в рамках обсуждения национального проекта «Жилье и городская среда» правительству РФ было дано поручение разработать предложения о внесении в законодательство дополнительных ограничений для предприятий и организаций, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов.

«В результате и так чрезмерное административное давление на рынок ретейла и общепита активизировалось еще больше, - сетует собственник пула коммерческих помещений Артем Гудченко. - Безусловно, стрит-ретейл, как любую другую отрасль, необходимо регулировать. Тем более что в ней за последние годы накопилась масса нерешенных вопросов. Но не стоит забывать, что это малый и средний бизнес, который обеспечивает большое количество рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет».

В Петербурге по ряду категорий товаров стрит-ретейл обеспечивает до 80% оборота розничной торговли, а объем фонда коммерческих помещений в жилых домах составляет более 12 миллионов кв. м. Это в четыре раза больше, чем площадь всех торговых комплексов города. При этом именно такая торговля выполняет важную функцию по обеспечению населения товарами и услугами первой необходимости.

Ситуация осложняется тем, что полноценных объектов коммерческой недвижимости, созданных с нуля именно для магазинов или кафе, в нашем городе практически нет. Единичные исключения составляют проекты элитной недвижимости. А 90% сетевых магазинов популярного формата «у дома» расположены на первых этажах многоквартирных жилых домов, которые изначально проектировались как офисные помещения.

«Современные застройщики ориентированы на строительство жилья, - объясняет Гудченко. - Первые этажи, самый низколиквидный продукт, они оформляют как коммерческие помещения офисного назначения. В результате ежегодно в Петербурге строится 200 тысяч кв. м встроенных коммерческих помещений, 90% из которых имеют офисное назначение. Однако офис и помещение для общепита или магазина - это абсолютно разные коммерческие истории, в первую очередь с точки зрения себестоимости вложений. Так, для магазина или кафе требуется определенная высота потолка, специальная звукоизоляция, вентиляция, подача электричества... Вот и получается, что коммерсанты сначала вынуждены приобретать офисные помещения, после чего своими силами перестраивать их под продуктовые магазины и заведения общепита. Однако делать это с каждым годом становится все сложнее».

«В существующем законодательстве прослеживается явный дисбаланс в пользу жильцов, без учета интересов собственников коммерческой недвижимости, - поясняет управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь. - К примеру, для того чтобы установить на фасаде дома необходимую для оборудования магазина или кафе вытяжку (я уж не говорю о масштабной перепланировке), владелец коммерческого помещения, несмотря на то что имеет равные права с другими собственниками многоквартирного дома, должен получить согласие всех его жильцов».

В реальности же добиться этого почти невозможно. Даже если коммерсант лично обойдет 500 квартир, выяснится, что 1/5 собственников в этих квартирах просто не проживают. А ТСЖ или УК, в случае если они имеют полномочия на подписание таких решений, чаще всего действуют, руководствуясь сюжетом сказки о золотой рыбке. Коммерсанту начинают выкручивать руки и выворачивать карманы до такой степени, что ему легче преступить закон и сделать все необходимые изменения втихомолку. Но и это не выход, ведь если дело о несогласованной перепланировке доходит до суда, то предпринимателю грозит крупная сумма штрафа, которая может доходить до половины стоимости самого помещения.

По мнению ретейлеров, на сегодня существующих законов в отрасли достаточно. «Торговая отрасль в России - одна из самых зарегулированных, - считает председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Ольга Волкова. - Проблема в том, что многочисленные запреты, зафиксированные в действующих законах, не работают. В одних случаях они сознательно не исполняются недобросовестными коммерсантами, но чаще элементарно невыполнимы. Поэтому, вместо того чтобы плодить дополнительные ограничения, нужно следить за исполнением уже действующих законов».

Инициаторы создания ассоциации намерены исправить сложившуюся ситуацию с помощью саморегулирования. «Мы займемся разработкой и продвижением законодательных инициатив, направленных на защиту интересов участников рынка, - говорит Артем Гудченко. - Кроме того, будем стимулировать формирование стандартов отрасли и развивать профессиональные знания и навыки ее представителей. Чтобы добиться действенных результатов, мы приглашаем к сотрудничеству не только собственников помещений и арендаторов, но также представителей законодательной и исполнительной власти, инвесторов, юристов, застройщиков».

«Чтобы объекты стрит-ретейла были инвестиционно привлекательными, необходимо создавать единую инфраструктуру и разрабатывать общую концепцию уличных мест торговли, общепита и развлечений, - уверен партнер инвестиционного фонда Jensen Group Дмитрий Абрамов. - На сегодняшний день торговыми коридорами Петербурга, ни их внешним видом, ни тем более взаимодействием собственников с арендаторами и жильцами, никто не занимается. Возможно, создание ассоциации что-то изменит в лучшую сторону».

Уже осенью этого года в Петербурге под эгидой ассоциации пройдет первый всероссийский форум, посвященный проблемам отрасли. По его итогам будет подготовлен пакет законодательных инициатив. Также в планах ассоциации организация школы профессиональных брокеров и запуск интернет-портала, который обеспечит информационную поддержку участникам рынка.

#бизнес #стрит-ретейл #рынок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6495) от 05.08.2019 под заголовком «Про вытяжку и выдержку».


Комментарии