Розница по-новому. В Петербурге ретейлеры определили новые правила игры

Почти ежедневно мы ходим по магазинам – по крайней мере продуктовым. Внимательно следим за ценами, которые, к сожалению, меняются не в нашу пользу. Однако мы не замечаем всех перемен, происходящих на рынке розничной торговли. А ведь именно эти структурные сдвиги отражают как экономическую ситуацию в стране, так и технический прогресс. Зато представители профильного бизнеса не упускают из виду даже мелочей, от которых зависит прибыльность торговли. Собравшись в Петербурге на международном форуме Retail is Detail, ретейлеры обсудили последние тенденции рынка розничной торговли и определили новые правила игры.

Розница по-новому. В Петербурге ретейлеры определили новые правила игры | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Современная торговля словно играет с покупателями в кошки-мышки. Сперва клиентов «подсаживают» на скидки, а потом сетуют на то, что прибыльность розницы снизилась до неприличия. Выход ищут в интернет-магазинах.

Хлеба и скидок!

На форуме собрались представители различных торговых направлений: продукты, одежда, косметика и парфюмерия, товары для ремонта, электроника. Большинство из спикеров констатировали, что нынешняя ситуация на розничном рынке характеризуется слабым потребительским спросом и низкой лояльностью покупателей.

С 2014-го по 2018 год реальные доходы населения сократились на 11,5%, а цены на многие товары выросли почти на 30%. В условиях так называемого бережливого потребления покупатели научились подстраиваться под акции и скидки.

Больше всего подобная модель проявляется в продуктовом и одежном сегментах. И прежде всего речь идет о стандартном наборе продуктов первой необходимости. Что касается премиального сегмента, то побаловать себя деликатесами пока еще позволяют себе немногие.

«Нас, как и крупные гипермаркеты, «подъедают» небольшие магазины у дома, – говорит вице-президент по развитию сети продовольственных магазинов премиум-класса «Азбука вкуса» Юрий Лосев. – Поэтому мы, подстраиваясь под требования рынка, тоже стали развивать малые форматы, с которыми выходим в «спальные» районы. Кроме того, мы тестируем формат так называемых корнеров _ небольших магазинчиков без продавцов в бизнес-центрах. Как правило, в таких офисах работают молодые люди, которые делятся на тех, кто предпочитает быстрое питание типа бургеров, и приверженцев здорового образа жизни. Мы делаем ставку на вторую категорию».

В одежде, отдыхе и развлечениях люди по-прежнему продолжают себе отказывать. Причем на одежде экономят больше, чем на других статьях расходов. Более 30% населения страны готовы приобрести себе одежду и обувь только при условии скидок.

«За последние три года покупателей стало меньше, а денег у них не прибавилось, – подтверждает руководитель сети магазинов одежды и белья «Буду мамой» Роман Ротблат. – Поэтому среди ретейлеров сейчас идет борьба за каждого покупателя. Скидки, акции, распродажи проходят практически в режиме нон-стоп. Сезон еще не начался, а в витринах уже появляются «завлекушки». В результате, загнав себя в ловушку скидок, в последнее время продавцы стараются делать акционные предложения более персонализированными».

Битва за гаджет

Несмотря на то что в магазинах электроники существенно вырос средний чек (так как цены на технику растут), на отсутствие покупателей они не жалуются. «Еще год назад наши клиенты покупали товаров больше, – отмечает представитель компании «Мегафон» Екатерина Сидорова. – Сейчас покупают меньше, выбирая более дорогую, но качественную продукцию. Клиент стал сознавать, что скупой платит дважды».

Если говорить о популярных у молодежи гаджетах («умные» сотовые телефоны, планшеты и пр.), то в приоритете не западные престижные марки, а продвинутая и качественная китайская техника (не ширпотреб). Активно развивается направление носимой электроники. Увеличивается спрос на фитнес-браслеты, портативные колонки и прочие мобильные гаджеты, завязанные на смартфоны.

Еще одна тенденция, характерная для этого вида товаров, – увеличение количества продаж в рассрочку. Если раньше покупатель приходил в магазин за телефоном от 10 тысяч рублей и совершал покупку в пределах этой суммы, то сегодня, заходя в отдел гаджетов с пятью тысячами, клиент покупает более дорогой телефон, оформив рассрочку.

Игра на выбывание

Что касается брендов, то директор макрорегиона «Северо-Запад» компании «Связной/Евросеть» Семен Пичугин сообщил, что в объединенных в прошлом году двух фирмах этим летом произойдет изменение. А именно: бренд «Евросеть» прекратит свое существование. Вместо него появится новый современный технологичный бренд, название которого пока хранится в тайне.

Вопреки слухам, не собирается уходит с рынка сеть магазинов формата «сделай сам» OBI. «Разговоры о нашем уходе не актуальны, – подчеркнул менеджер региона «Северо-Запад» компании «OBI Россия» Павел Удодов. – Наш сегмент поддерживает строительство. В прошлом году было выдано рекордное количество ипотечных кредитов, соответственно, людей, которые делают ремонт в своих квартирах, сейчас много. При этом, как правило, на своем жилище они не экономят. Один из трендов, который мы наблюдаем сегодня, – мода на ремонт своими руками и хорошая информированность доморощенных мастеров о последних тенденциях рынка товаров для ремонта. Вот почему мы стараемся постоянно поддерживать ассортимент, учитывая этот фактор».

Время маркетплейсов

Стремительно развивающиеся передовые технологии подталкивают ретейл интегрировать технические новинки в торговые процессы. «Мы ориентируемся на передовые веяния рынка, делая ставку на Интернет и логистику, – делится представитель ГК по продажам техники и товаров для ремонта «220 Вольт» Павел Смирнов. – Мы запустили в Москве терминал для трансграничной торговли и уже с середины этого года начнем принимать посылки из Китая, доля которых составит 10 – 12%. Кроме того, мы одни из первых начали использовать доставочный сервис, предоставляя потребителю товар здесь и сейчас. Сотрудник магазина, используя услугу каршеринга, имеет возможность доставить товар к потребителю в течение часа. Несмотря на то что такой сервис стоит в два раза дороже обычной доставки, он очень востребован в Москве и Петербурге».

«Азбука вкуса» внедрила сервис «покупка по отпечатку пальцев», которую с удовольствием приняла молодежь. Но все-таки самый главный тренд современной розничной торговли _ развитие маркетплейсов, за которыми, по мнению большинства экспертов, будущее. Маркетплейс – это оптимизированная интернет-платформа по предоставлению продуктов и услуг, связывающая продавцов и покупателей и позволяющая им совершать сделки через нее. То есть маркетплейс предполагает продажу товаров и услуг, не принадлежащих владельцу сайта. При этом собственником электронной торговой площадки обеспечиваются трафик и маркетинговая поддержка для увеличения продаж компаний, разместивших информацию о своем товаре в каталоге.

#торговля #магазины #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (6396) от 11.03.2019 под заголовком «Розница играет по-новому».


Комментарии