Розница по-новому. В Петербурге ретейлеры определили новые правила игры

Почти ежедневно мы ходим по магазинам – по крайней мере продуктовым. Внимательно следим за ценами, которые, к сожалению, меняются не в нашу пользу. Однако мы не замечаем всех перемен, происходящих на рынке розничной торговли. А ведь именно эти структурные сдвиги отражают как экономическую ситуацию в стране, так и технический прогресс. Зато представители профильного бизнеса не упускают из виду даже мелочей, от которых зависит прибыльность торговли. Собравшись в Петербурге на международном форуме Retail is Detail, ретейлеры обсудили последние тенденции рынка розничной торговли и определили новые правила игры.

Розница по-новому. В Петербурге ретейлеры определили новые правила игры | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Современная торговля словно играет с покупателями в кошки-мышки. Сперва клиентов «подсаживают» на скидки, а потом сетуют на то, что прибыльность розницы снизилась до неприличия. Выход ищут в интернет-магазинах.

Хлеба и скидок!

На форуме собрались представители различных торговых направлений: продукты, одежда, косметика и парфюмерия, товары для ремонта, электроника. Большинство из спикеров констатировали, что нынешняя ситуация на розничном рынке характеризуется слабым потребительским спросом и низкой лояльностью покупателей.

С 2014-го по 2018 год реальные доходы населения сократились на 11,5%, а цены на многие товары выросли почти на 30%. В условиях так называемого бережливого потребления покупатели научились подстраиваться под акции и скидки.

Больше всего подобная модель проявляется в продуктовом и одежном сегментах. И прежде всего речь идет о стандартном наборе продуктов первой необходимости. Что касается премиального сегмента, то побаловать себя деликатесами пока еще позволяют себе немногие.

«Нас, как и крупные гипермаркеты, «подъедают» небольшие магазины у дома, – говорит вице-президент по развитию сети продовольственных магазинов премиум-класса «Азбука вкуса» Юрий Лосев. – Поэтому мы, подстраиваясь под требования рынка, тоже стали развивать малые форматы, с которыми выходим в «спальные» районы. Кроме того, мы тестируем формат так называемых корнеров _ небольших магазинчиков без продавцов в бизнес-центрах. Как правило, в таких офисах работают молодые люди, которые делятся на тех, кто предпочитает быстрое питание типа бургеров, и приверженцев здорового образа жизни. Мы делаем ставку на вторую категорию».

В одежде, отдыхе и развлечениях люди по-прежнему продолжают себе отказывать. Причем на одежде экономят больше, чем на других статьях расходов. Более 30% населения страны готовы приобрести себе одежду и обувь только при условии скидок.

«За последние три года покупателей стало меньше, а денег у них не прибавилось, – подтверждает руководитель сети магазинов одежды и белья «Буду мамой» Роман Ротблат. – Поэтому среди ретейлеров сейчас идет борьба за каждого покупателя. Скидки, акции, распродажи проходят практически в режиме нон-стоп. Сезон еще не начался, а в витринах уже появляются «завлекушки». В результате, загнав себя в ловушку скидок, в последнее время продавцы стараются делать акционные предложения более персонализированными».

Битва за гаджет

Несмотря на то что в магазинах электроники существенно вырос средний чек (так как цены на технику растут), на отсутствие покупателей они не жалуются. «Еще год назад наши клиенты покупали товаров больше, – отмечает представитель компании «Мегафон» Екатерина Сидорова. – Сейчас покупают меньше, выбирая более дорогую, но качественную продукцию. Клиент стал сознавать, что скупой платит дважды».

Если говорить о популярных у молодежи гаджетах («умные» сотовые телефоны, планшеты и пр.), то в приоритете не западные престижные марки, а продвинутая и качественная китайская техника (не ширпотреб). Активно развивается направление носимой электроники. Увеличивается спрос на фитнес-браслеты, портативные колонки и прочие мобильные гаджеты, завязанные на смартфоны.

Еще одна тенденция, характерная для этого вида товаров, – увеличение количества продаж в рассрочку. Если раньше покупатель приходил в магазин за телефоном от 10 тысяч рублей и совершал покупку в пределах этой суммы, то сегодня, заходя в отдел гаджетов с пятью тысячами, клиент покупает более дорогой телефон, оформив рассрочку.

Игра на выбывание

Что касается брендов, то директор макрорегиона «Северо-Запад» компании «Связной/Евросеть» Семен Пичугин сообщил, что в объединенных в прошлом году двух фирмах этим летом произойдет изменение. А именно: бренд «Евросеть» прекратит свое существование. Вместо него появится новый современный технологичный бренд, название которого пока хранится в тайне.

Вопреки слухам, не собирается уходит с рынка сеть магазинов формата «сделай сам» OBI. «Разговоры о нашем уходе не актуальны, – подчеркнул менеджер региона «Северо-Запад» компании «OBI Россия» Павел Удодов. – Наш сегмент поддерживает строительство. В прошлом году было выдано рекордное количество ипотечных кредитов, соответственно, людей, которые делают ремонт в своих квартирах, сейчас много. При этом, как правило, на своем жилище они не экономят. Один из трендов, который мы наблюдаем сегодня, – мода на ремонт своими руками и хорошая информированность доморощенных мастеров о последних тенденциях рынка товаров для ремонта. Вот почему мы стараемся постоянно поддерживать ассортимент, учитывая этот фактор».

Время маркетплейсов

Стремительно развивающиеся передовые технологии подталкивают ретейл интегрировать технические новинки в торговые процессы. «Мы ориентируемся на передовые веяния рынка, делая ставку на Интернет и логистику, – делится представитель ГК по продажам техники и товаров для ремонта «220 Вольт» Павел Смирнов. – Мы запустили в Москве терминал для трансграничной торговли и уже с середины этого года начнем принимать посылки из Китая, доля которых составит 10 – 12%. Кроме того, мы одни из первых начали использовать доставочный сервис, предоставляя потребителю товар здесь и сейчас. Сотрудник магазина, используя услугу каршеринга, имеет возможность доставить товар к потребителю в течение часа. Несмотря на то что такой сервис стоит в два раза дороже обычной доставки, он очень востребован в Москве и Петербурге».

«Азбука вкуса» внедрила сервис «покупка по отпечатку пальцев», которую с удовольствием приняла молодежь. Но все-таки самый главный тренд современной розничной торговли _ развитие маркетплейсов, за которыми, по мнению большинства экспертов, будущее. Маркетплейс – это оптимизированная интернет-платформа по предоставлению продуктов и услуг, связывающая продавцов и покупателей и позволяющая им совершать сделки через нее. То есть маркетплейс предполагает продажу товаров и услуг, не принадлежащих владельцу сайта. При этом собственником электронной торговой площадки обеспечиваются трафик и маркетинговая поддержка для увеличения продаж компаний, разместивших информацию о своем товаре в каталоге.

#торговля #магазины #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (6396) от 11.03.2019 под заголовком «Розница играет по-новому».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Дело табак. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков
24 Декабря 2018

Дело табак. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков

Организации не представляли невские берега, но их проблемы напрямую касаются Петербурга и Ленобласти.

Новгородцы взялись за ремесло. Экономические итоги года на Северо-Западе
21 Декабря 2018

Новгородцы взялись за ремесло. Экономические итоги года на Северо-Западе

Оценим информацию о социально-экономическом развитии 11 субъектов Северо-Западного федерального округа за минувший год.

Ловушка для алмазов в Петербурге
17 Декабря 2018

Ловушка для алмазов в Петербурге

Петербургский «шаг в будущее» – в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» открылся инновационный центр «Буревестник».

Петербургские фирмы – в ожидании теплого климата
17 Декабря 2018

Петербургские фирмы – в ожидании теплого климата

Число малых и средних предприятий выросло в Петербурге до 362 тысяч, в прошлом году они перечислили в казну города 32 млрд рублей. Мы узнали, чего ждут люди, сумевшие утвердиться в реальном секторе.

В Петербурге открываются производства по измельчению всего и вся
12 Декабря 2018

В Петербурге открываются производства по измельчению всего и вся

Дробление от камней до лекарственных субстанций выделилось в особую индустрию, в которой заняты тысячи специалистов.

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург
24 Августа 2018

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург

Теперь на этой почве столицы соревнуются между собой в том, сколько миллионов квадратных метров жилья ими введено.

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?
10 Августа 2018

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?

Между отечественными верфями развернулась борьба за арктические заказы. Какие лидеры будут строить «Лидера»?

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?
09 Августа 2018

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?

При строительстве аэроэкспресса из Пулково до Витебского вокзала Смольный испытает новую схему партнерства с «частником». Разберемся в ней подробнее.

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм
07 Августа 2018

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм

Мы разобрались в ситуации, что делать путешественникам в том случае, если туроператор официально объявил о банкротстве.

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го
02 Августа 2018

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го

Индекс промышленного производства за указанный период в Северной столице составил 103,5%, в 47-м регионе - 104,7%. Разберемся в составляющих показателей.

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ
30 Июля 2018

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ

Главные новости продовольственного рынка – в нашем обзоре: особенности «Российского» сыра, «шоколадные» перипетии и узда для продуктов от торговых сетейю

«Фирму Сигма» отправили в банкротство
23 Июля 2018

«Фирму Сигма» отправили в банкротство

Арбитражный суд решил ввести в отношении проблемного застройщика процедуру банкротства. Бесславная история фирмы – в нашем материале.