В Петербурге увековечили память о сражении за остров Сухо
Сухо — крошечный каменистый остров на Ладоге, лишенный растительности, размером всего 90 на 100 метров. Внутри — бухта в форме подковы. 80 лет назад за него разыгралось сражение, от которого в немалой степени зависела судьба всего Ленинграда…
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Нельзя сказать, что эта история забыта, но ей как‑то не придавали особого значения. Порой даже пренебрежительно говорили: мол, так, малозначительный военный эпизод.
— Ничего подобного! — уверен историк Руслан Тихомиров, изучивший практически все материалы, касающиеся этого боя, и создавший на их основе киносценарий и киноповесть. — Горстка защитников острова сражалась против международной армады — немецко-финско-итальянских сил, базировавшихся на Ладоге. И победила! Это просто невероятно…
Вражеская операция, получившая название «Бразиль», была тщательно спланирована. Целью был захват острова. Подкупало его стратегическое положение: с Сухо, расположенного в 37 километрах от устья Волхова, можно было держать под контролем южную часть Ладожского озера, Дорогу жизни, подходы к Волховской губе и Новой Ладоге.
— Противник долго готовился к штурму острова. Трижды пытался подойти к нему и только на четвертый раз смог достичь. Первый раз не повезло с погодой, второй раз корабли вернулись из‑за неподготовленности штурманских карт, третий — из‑за угрозы обнаружения, — говорит Тихомиров.
Комендант острова Сухо старший лейтенант Иван Гусев был назначен сюда командиром артиллерийской батареи в июле 1942 года. Позже он вспоминал, что приспосабливать этот клочок земли к обороне пришлось с нуля: до этого на острове находились всего несколько человек, которые обслуживали маяк.
За короткое время там построили пулеметные и огневые точки, погреба, землянки. «И никто из нас не знал, как долго мы будем на острове и когда вступим в бой», — вспоминал Гусев.
Накануне нападения ничто не предвещало беды. Утром 22 октября густой туман окутал остров. Вахтенный сигнальщик доложил, что по южному фарватеру движется караван судов в сторону Новой Ладоги. Ничего необычного в этом не было. Однако вскоре в нескольких метрах от берега разорвался снаряд. Тревога! Резкие удары в рынду, и на острове все пришло в движение. С верхней площадки маяка стало видно, что к Сухо приближаются вражеские корабли. А уже вскоре остров накрыло градом снарядов, осколков и пуль…
— В нападении участвовало более тридцати судов, включая самоходные паромы. Около ста орудийных стволов против трех пушек, которыми располагали защитники острова. Отбить удар помогли подошедшие корабли Ладожской военной флотилии и авиация, — рассказывает Тихомиров.
По словам историка, казалось бы, про этот бой известно все, но есть нюансы, которые оставляют поле для дальнейших исследований. За прошедшие 80 лет ни в одном из архивов не удалось отыскать ключевой документ — план «Бразиль». Хотя ссылки на него есть во многих немецких источниках.
— Почему противник потом не пытался захватить Сухо? В немецких документах говорилось, что силы Ладожской военной флотилии настолько велики, что одолеть их нет возможности, — объясняет Тихомиров. — Тем не менее возможность повторного нападения не была исключена, поэтому остров надежно укрепили, установили противодесантные оборонительные укрепления…
В конце прошлой недели в память о тех событиях в музее «Дорога жизни» в Осиновце был установлен памятник. Автор проекта — главный художник Центрального военно-морского музея Вадим Сергеев. Идея напомнить о бое за остров Сухо в связи с 80‑летием этого события родилась у ветеранов. Памятник получился скромным, но очень выразительным, соединившим отсвет героизма и суровость Ладоги. Символично, что монумент поставили возле павильона, в котором находится ожидающий реставрации корабль «Морской охотник» — непосредственный участник боя за Сухо…
Память о сражении за остров увековечили не только в Осиновце. Возле могил Ивана Гусева на Богословском кладбище и Петра Каргина на Киновеевском усилиями «поискового батюшки» Вячеслава Харинова и его единомышленников были установлены информационные стенды. Каргин был командиром тральщика «ТЩ-100» (матросы называли этот корабль «соткой»), который нес дежурство на рейде острова Сухо и первым пришел на помощь.
— В питерском мотосообществе, — рассказал отец Вячеслав, известный также и как активный байкер, — уже давно существует акция поминовения защитников Отечества, которая называется «В Ладоге — Сухо, и не Бразилия». С намеком на то, что «Бразилия» немцам не удалась, а Сухо остался за нами. Каждый год мы совершаем поминовение на воинском мемориале в Новой Ладоге, где похоронены герои, павшие в бою за Сухо. На самом острове несколько лет назад мы установили поклонный крест. Основную роль в этих походах сыграл поисковик со стажем Георгий Данилов.
Иногда задают вопрос: а можно ли посетить остров с экскурсией? Нет, туристов туда не возят. По словам тех, кому доводилось бывать на Сухо, поход туда всегда сопряжен с определенным риском. Погода на Ладоге меняется мгновенно, и то, что кажется на берегу слабым ветерком, в центре озера представляет серьезную опасность.
— Кроме того, подход к самому острову очень сложен, надо хорошо знать фарватер. Обычно корабль остается на рейде, а к берегу причаливают на маленькой лодке. Именно поэтому переправить на Сухо крест, цемент, стройматериалы было очень непростой задачей. Спасибо поисковикам, рыбакам, которые ходили с нами, — говорит отец Вячеслав.
Остров отнюдь не брошен и не забыт. Маяк действует. Он автоматический, поэтому смотрителя, который бы находился на острове постоянно, не требуется. Специальные службы каждую весну включают оборудование, а затем на протяжении всего сезона навигации периодически проверяют его работу… Сохранились капониры для трех пушек, сооруженные летом 1942 года. Но вообще остров сегодня выглядит очень мирно — на нем гнездятся сотни чаек.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7282) от 24.10.2022 под заголовком «Отстояли остров Сухо».
Комментарии