В Петербурге спустили на воду безэкипажное судно «Пионер-М»

Спусковая площадка с белоснежным судном «Пионер-М» под звуки военного оркестра коснулась невской воды. Фейерверк озарил всех гроздьями ярких огней... Что ж, спускать на воду новинку, оправдавшую во многом свое название, нужно именно так, решили корабелы.

В Петербурге спустили на воду безэкипажное судно «Пионер-М» | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Это первое в России маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения. И первый такого рода федеральный проект, осуществляемый при участии студентов.

Пять лет назад наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) одобрил идею строительства этого необычного судна. Молодежную заявку поддержал глава государства. Выступили с ней, напомним, студенты петербургского Политеха. Основу проекта они разрабатывали при содействии центра компетенций национальной технологической инициативы этого вуза. Будущие инженеры попытались воплотить смелые замыслы, используя методики цифрового проектирования и создания «цифрового двойника» корпуса судна.

Затем в эти работы оказался вовлечен Севастопольский университет. Точнее, его базовая кафедра «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», открывшаяся при содействии ЦКБ «Коралл». Не осталась в стороне и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), куда входит это черноморское конструкторское бюро.

Севастопольцы провели конкурс студенческих инициатив и сформировали вместе с ОСК межвузовскую студенческую команду из представителей семи университетов страны. Она и начала создавать при поддержке Минобрнауки РФ и АСИ концепт корабля, действуя под руководством наставников из инжиниринговой компании «ОСК-Технологии».

В мае 2019 года на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась закладка НИС «Пионер-М» (литера М означает «морской»). На его сооружение было отпущено 300 млн рублей, работы велись в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы»...

Вот, собственно, вся предыстория этого проекта 25700. Оправдал ли он ожидания? Скажем так: и да, и нет.

От дерзких студенческих идей, легших в основу будущего проекта, осталось немногое. Исчезли, к примеру, солнечные панели, которые должны были ловить жаркое крымское солнце и обеспечивать работу гибридной энергоустановки. Это и понятно: одно дело – дать волю инженерному творчеству, другое – реализовать мечты в металле и пластике, да еще обеспечить стопроцентную комплектацию.

Может, поэтому о роли петербуржцев-политехников, начавших эту инициативу, на церемонии спуска судна никто не обмолвился. Профессионалы из ЦМКБ «Алмаз», которые взяли ворох студенческих чертежей и за полгода довели проектную документацию до ума, впрочем, тоже остались в тени. Это КБ упомянул лишь один выступавший, да и то мимоходом.

С другой стороны, небольшое головное судно проекта (лучше сказать, прототип) длиной 25,7 метра все же заставило о себе говорить. Недаром вице-премьер Дмитрий Чернышенко, присутствовавший на его спуске, назвал это событие, состоявшееся в Год науки и технологий, знаковым.

«Пионер-М» в любом случае – опыт продуктивной кооперации властных структур, институтов развития и университетов, оглядываясь на который легче будет раскручивать подобные проекты в дальнейшем. К строительству судна-катамарана, добавим, причастны сразу три заводские площадки. Средне-Невская судоверфь подготовила его корпус из композитных материалов, за алюминиевую надстройку отвечает одна из крымских «дочек» ОСК. А Севастопольский морской завод наведет последние штрихи.

«Пионер-М» строится для СевГУ и весной 2022 года, если все пойдет по плану, отправится в порт приписки Севастополь. По сути, это будет первый случай, когда одни студенты приложили руку к созданию судна, на котором исследования в теплых морях круглый год смогут совершать другие студенты. Благодаря «Пионеру» они будут изучать экосистему Черного и Азовского морей, биоразнообразие почв и ландшафтов прибрежных территорий. Станут проводить биологические, гидрохимические, геоморфологические, экологические работы и прямо на судне изучать пробы воды и грунта. Причем модульный принцип позволит собирать необходимые судовые лаборатории (как детский конструктор) отдельно для каждой экспедиции.

Работа над судном, кроме того, помогла СевГУ создать вузовский центр, ориентированный на инновационное судостроение и новые образовательные программы для подготовки будущих корабелов и конструкторов. Об этом сказал ректор университета Владимир Нечаев, и его слова слышали те севастопольцы, которые во время спуска судна на воду подключились к видеомосту с Петербургом.

И последнее, но тоже крайне важное: на «пионерском» судне появится оборудование для отработки технологий безэкипажного судовождения. А это очень значимое направление, связанное с минимизацией издержек при строительстве судов, удешевлением перевозок и снижением экологической нагрузки на акватории морей-океанов, убежден глава ОСК Алексей Рахманов. За безэкипажным судовождением – будущее.

#судно #студенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7018) от 28.09.2021 под заголовком ««Пионер» мал, да дорог».


Комментарии