В Петербурге спустили на воду безэкипажное судно «Пионер-М»

Спусковая площадка с белоснежным судном «Пионер-М» под звуки военного оркестра коснулась невской воды. Фейерверк озарил всех гроздьями ярких огней... Что ж, спускать на воду новинку, оправдавшую во многом свое название, нужно именно так, решили корабелы.

В Петербурге спустили на воду безэкипажное судно «Пионер-М» | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Это первое в России маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения. И первый такого рода федеральный проект, осуществляемый при участии студентов.

Пять лет назад наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) одобрил идею строительства этого необычного судна. Молодежную заявку поддержал глава государства. Выступили с ней, напомним, студенты петербургского Политеха. Основу проекта они разрабатывали при содействии центра компетенций национальной технологической инициативы этого вуза. Будущие инженеры попытались воплотить смелые замыслы, используя методики цифрового проектирования и создания «цифрового двойника» корпуса судна.

Затем в эти работы оказался вовлечен Севастопольский университет. Точнее, его базовая кафедра «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», открывшаяся при содействии ЦКБ «Коралл». Не осталась в стороне и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), куда входит это черноморское конструкторское бюро.

Севастопольцы провели конкурс студенческих инициатив и сформировали вместе с ОСК межвузовскую студенческую команду из представителей семи университетов страны. Она и начала создавать при поддержке Минобрнауки РФ и АСИ концепт корабля, действуя под руководством наставников из инжиниринговой компании «ОСК-Технологии».

В мае 2019 года на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась закладка НИС «Пионер-М» (литера М означает «морской»). На его сооружение было отпущено 300 млн рублей, работы велись в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы»...

Вот, собственно, вся предыстория этого проекта 25700. Оправдал ли он ожидания? Скажем так: и да, и нет.

От дерзких студенческих идей, легших в основу будущего проекта, осталось немногое. Исчезли, к примеру, солнечные панели, которые должны были ловить жаркое крымское солнце и обеспечивать работу гибридной энергоустановки. Это и понятно: одно дело – дать волю инженерному творчеству, другое – реализовать мечты в металле и пластике, да еще обеспечить стопроцентную комплектацию.

Может, поэтому о роли петербуржцев-политехников, начавших эту инициативу, на церемонии спуска судна никто не обмолвился. Профессионалы из ЦМКБ «Алмаз», которые взяли ворох студенческих чертежей и за полгода довели проектную документацию до ума, впрочем, тоже остались в тени. Это КБ упомянул лишь один выступавший, да и то мимоходом.

С другой стороны, небольшое головное судно проекта (лучше сказать, прототип) длиной 25,7 метра все же заставило о себе говорить. Недаром вице-премьер Дмитрий Чернышенко, присутствовавший на его спуске, назвал это событие, состоявшееся в Год науки и технологий, знаковым.

«Пионер-М» в любом случае – опыт продуктивной кооперации властных структур, институтов развития и университетов, оглядываясь на который легче будет раскручивать подобные проекты в дальнейшем. К строительству судна-катамарана, добавим, причастны сразу три заводские площадки. Средне-Невская судоверфь подготовила его корпус из композитных материалов, за алюминиевую надстройку отвечает одна из крымских «дочек» ОСК. А Севастопольский морской завод наведет последние штрихи.

«Пионер-М» строится для СевГУ и весной 2022 года, если все пойдет по плану, отправится в порт приписки Севастополь. По сути, это будет первый случай, когда одни студенты приложили руку к созданию судна, на котором исследования в теплых морях круглый год смогут совершать другие студенты. Благодаря «Пионеру» они будут изучать экосистему Черного и Азовского морей, биоразнообразие почв и ландшафтов прибрежных территорий. Станут проводить биологические, гидрохимические, геоморфологические, экологические работы и прямо на судне изучать пробы воды и грунта. Причем модульный принцип позволит собирать необходимые судовые лаборатории (как детский конструктор) отдельно для каждой экспедиции.

Работа над судном, кроме того, помогла СевГУ создать вузовский центр, ориентированный на инновационное судостроение и новые образовательные программы для подготовки будущих корабелов и конструкторов. Об этом сказал ректор университета Владимир Нечаев, и его слова слышали те севастопольцы, которые во время спуска судна на воду подключились к видеомосту с Петербургом.

И последнее, но тоже крайне важное: на «пионерском» судне появится оборудование для отработки технологий безэкипажного судовождения. А это очень значимое направление, связанное с минимизацией издержек при строительстве судов, удешевлением перевозок и снижением экологической нагрузки на акватории морей-океанов, убежден глава ОСК Алексей Рахманов. За безэкипажным судовождением – будущее.

#судно #студенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7018) от 28.09.2021 под заголовком ««Пионер» мал, да дорог».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.